Новочеркасский политех — дедушка авиационных вузов

Ростовское региональное  отделение Союзмаша инициировало ряд областных памятных мероприятий, посвященных Дню Военно-воздушных Сил. Интерес вызывают исторические факты, которые в период модернизации оборонно-промышленного комплекса России имеют особое значение, поскольку наглядно подтверждают необходимость связи науки с производством и смелого движения вперед, по пути новаторства. Мероприятия проходят в форме экскурсий, научных чтений, при широкой поддержке региональных СМИ….

Новочеркасские ведомости

Новочеркасские крылья российской авиации непосредственно связаны с историей  ЮРГПУ (НПИ). Среди организаторов учебного процесса ДПИ был видный русский математик, педагог, психолог, философ Дмитрий Дмитриевич Мордухай-Болтовской. В сферу его научных интересов, в частности, входили вопросы математической биологии, вылившиеся в 1920-х годах в экспериментальное и теоретическое изучение аэродинамических характеристик «природных самолетов» – семян-летучек, крылаток, полета птиц. Подчеркнем, это очень серьезные научные исследования.

В Алексеевском Донском политехническом институте работает профессор Георгий Александрович Ботезат, конструктор, один из крупнейших российских научных экспертов, внесший большой вклад в экспериментальное и теоретическое изучение устойчивости полета летательных аппаратов. Еще одно известное имя – инженер-механик Александр Яковлевич Милович, крупный учёный в области гидравлики, гидротехнических сооружений и гидравлических машин. В Новочеркасске он разрабатывает теории источников, диполя, динамического взаимодействия тел и жидкости и др., раскрывает причины возникновения вихрей, изучает явления, происходящие в жидкой или воздушной среде при движении в ней твердых тел, таких как самолеты и суда.Вообще, в Алексеевском Донском политехническом институте в первые два десятилетия ХХ века был блестящий подпор профессорско-преподавательского состава.

Не случайно Николай Егорович Жуковский, отец русской авиации, обращался с ходатайством в правительство об открытии в Новочеркасске, наряду с Москвой, авиационного института, в котором предполагалось создать воздухоплавательный парк с лабораториями, кабинетом, библиотекой и опытным полем, проект оценивался в сумму свыше 160 тыс. рублей. Мечта Жуковского, в конце концов, сбылась. 4 марта 1925 года Коллегия Главпрофобра по докладу профессора из Новочеркасска Николая Николаевича Дьякова утвердила открытие в ДПИ авиационной специальности, которая в дальнейшем переросла в Авиационный институт.

Активное участие в его судьбе принимал бывший студент ДПИ, блестящий русский летчик первой волны и организатор советской авиации Иван Иосифович Петрожицкий, который  являлся начальником ВВС Северо-Кавказского военного округа.Новый вуз начал активную деятельность. Разработкой учебных планов и программ занимались Николай Николаевич Дьяков, Дмитрий Никанорович Горячев, Владимир Израилевич Левков, ставший впоследствии директором Новочеркасского авиационного института.Кстати сказать, профессор Дмитрий Никанорович Горячев, талантливый ученик Жуковского, был блестящим лектором.

Его лекции по механике и математике в вузах Ростова и Новочеркасска, так же как и его научно — популярные лекции, особенно о воздухоплавании, пользовались неизменным успехом у студентов и широких кругов населения.Авиационная слава Новочеркасска распространяется настолько, что сюда учиться приезжают со всей страны, в числе студентов того времени – перебравшийся в Новочеркасск из Миль, будущий конструктор вертолетов. Михаил Леонтьевич организовал здесь авиационный кружок, который посещали рабочие, студенты, люди самого разного возраста. Миль окончил Новочеркасский авиационный институт в 1931 году. В Новочеркасске он защищал свои первые разработки.Новочеркасский авиационный институт готовил классных специалистов. Около трехсот его выпускников работали на многих авиационных предприятиях страны. Ими практически полностью было укомплектовано конструкторское бюро Георгия Михайловича Бериева в г. Таганроге, на основе двух групп выпускников Новочеркасского авиационного института в Киеве создается ОКБ под руководством Всеволода Константиновича Таирова, бывшие новочеркасские студенты плодотворно работают в ЦАГИ. Новочеркасский авиационный был явно успешен.

Однако  авиационные специальности из Новочеркасска передаются в Харьков и Рыбинск.Выдающийся организатор авиационного моторостроения, уроженец Новочеркасска Макар Михайлович Лукин, выпускник Новочеркасского индустриального института 1935 года. Макар Михайлович с 27 сентября 1937 года после работы мастером, начальником, главным механиком становится директором Воронежского моторного завода № 16. Затем он возглавляет Запорожский моторный завод № 29 имени , завод № 16 в Казани и Конструкторское бюро ракетных двигателей, подчиненное 4-му Спецотделу НКВД. На корпусе горно-геологического факультета Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь с 1930 по 1935 г. учился , Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-технической службы, заместитель министра авиационной промышленности СССР (1905–1961)».Г. Н. Воробьев, заместитель генерального конструктора ОКБ по самолетостроению в Казани, а с 1938 г. возглавил ОКБ кафедры конструкции самолетов Казанского авиационного института.

В 1938 – 1939 г. г. по договору с ЦАГИ был спроектирован и построен экспериментальный самолет УК-1 («Упругое крыло»). В 1940 г. был разработан и построен в двух экземплярах пятиместный десантно-транспортный планер деревянной конструкции «Сокол-1». Планер представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. В начале войны ОКБ кафедры было расформировано, а его сотрудники были направлены на работы на авиазавод и другие оборонные предприятия.Одним из пионеров самолетостроения на реактивной тяге в Советском 
Союзе был выпускник Новочеркасского авиационного института 1933 года, выдающийся аэрогидродинамик Андрей Сергеевич Корытин, который на третьем курсе обучения специально перевелся тогда на факультет авиации. В 1930-е годы Корытин активно участвовал в создании серии морских ближних разведчиков – самолетов МБР-2. В годы Великой Отечественной войны гидросамолеты МБР-2 принимали участие в сражениях на всех флотах Военно-Морских сил страны: Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский.

Особенно проявили себя в боях за оборону Ленинграда, Одессы, Севастополя и  в битве за Кавказ.Перед самой Великой Отечественной войной в конце 1940  – феврале 1941 года в Севастопольской бухте Корытин участвует в испытаниях нового корабельного самолета-разведчика КОР-2, производство которого налаживается уже в годы войны сначала в Омске, а затем – в Красноярске. Во время  войны  КОР-2 (он стал еще и прекрасным пикировщиком) успешно действовал в составе Балтийского и Черноморского флотов: занимался разведкой, бомбометанием, корректировкой артиллерийского огня и спасением пострадавших на море.После войны ОКБ создается новая патрульная лодка — гидросамолет Бе-6, ставшая этапной машиной. ОКБ и завод вышли на новый уровень производства военной техники. Под руководством Корытина закладывается летно-испытательный комплекс Таганрогского авиазавода в Геленджике, где проходят испытания все бериевские самолеты.В целом, Андрей Сергеевич проработал на Таганрогском авиазаводе Министерства обороны СССР в опытном конструкторском бюро морского самолетостроения под руководством главного конструктора 35 лет, последние 17 лет заместителем главного конструктора. В 1968 году он вместе с группой конструкторов стал лауреатом Государственной Премии СССР за создание в 1965 году противолодочного самолета-амфибии Бе-12 «Чайка».Ряд выпускников Новочеркасского политехнического института закончили неавиационные специальности, но навсегда связали свою жизнь с авиацией, как например, Михаил Васильевич Нагибин.Михаил Васильевич Нагибин (11 ноября 1935 г., Таганрог – 31 марта 2000 г., Ростов-на-Дону) – российский советский организатор авиационной промышленности, директор Ростовского вертолётного завода (1980—2000 гг.).

Выпускник механического факультета Новочеркасского политехнического института (1963 г.). Прошел все ступени работы на Таганрогском авиационном заводе. В гг. работал главным технологом завода. В гг. занимал должность главного инженера Ростовского вертолетного завода, а затем стал директором предприятия. При нем завод занял лидирующие позиции в своей отрасли не только в России, но и в мире. Освоены в серийном производстве новые модификации транспортно-боевого вертолёта Ми-24 и тяжелый транспортный вертолёт Ми-26, не имеющий аналогов в мире. Заслуги высоко оценены государством. Его имя носит проспект в Ростове н/Д.Так или иначе, Новочеркасский авиационный институт закончил свое существование в предвоенные годы. Материальными свидетелями его истории оставались автожир, построенный в 1920-х годах и аэродинамическая труба.

Автожир летал недолго, до первой аварии, а аэродинамическая труба просуществовала более 45 лет. При реконструкции кафедры, в чьем ведении оказалась лаборатория, трубу разобрали лишь в 1975 году.Новочеркасский авиационный институт положил начало, как минимум, трем авиационным вузам: в Харькове, Рыбинске и Уфе. На официальном сайте Уфимского государственного авиационного технического университета  заявляется, что этот университет «считает политехнический институт в Новочеркасске своим «дедушкой».После закрытия Новочеркасского авиационного института Новочеркасск не перестал смотреть в небо. В послевоенные годы ученые НПИ, используя опыт, накопленный предшественниками, стали активными участниками многих интересных проектов, в том числе космических.

Новости Новочеркасска
Добавить комментарий