Приближается 100-летие гражданской авиации на Дону

Продолжаем публиковать хроники Ростовского объединённого авиаотряда и авиакомпании «ДОНАВИА», приуроченные к 100-летию гражданской авиации на Дону.

Значительную юбилейную дату отметят в 2025 году.

Новочеркасские ведомости

Читайте в «Новочеркасских ведомостях» новый материал о событиях в воздухоплавании, происходивших в Российской империи и на Донской земле.

В начале ХХ века слово «авиационный» только начало входить в русский язык. Как правило, использовался термин «воздухоплавательный». Это было сложнейшее время в жизни России, принесшее народу огромные социальные, моральные и физические потрясения.

В те героические годы страна впервые услышала о профессии «авиатор» и обратила свой взор к небу. Именно эти времена дали людей, прославивших отечественную авиацию.

Историки авиации, такие как Валерий Томич, отмечали – «донские пилоты предвосхитили появление в отечественной авиации нового вида воздушных войск — транспортной военной авиации», которая стала прологом гражданской авиации на Дону и в стране.

Аэроплан Вузен

Публикация в 2009 году рукописи полковника В. Г. Баранова, организатора и основателя Донской авиации, которая пролежала 86 лет во французском архиве, относится к числу чудом сохранившихся мемуарных источников, посвященных истории боевой авиации Гражданской войны.

«Даже знатокам и историкам, или, во всяком случае, любителям военно-исторической литературы, само словосочетание — «Донская авиация» — может показаться надуманным. Однако таковая существовала на протяжении всех трёх лет войны. Само становление, организация и жертвенная работа донских военных летчиков в продолжение этих лет не могут не вызывать — при вдумчивом прочтении рукописи — уважения к факту существования горстки авиаторов Дона, если судить масштабами армий и фронтов, оказавшихся способными активно противодействовать неизмеримо более могущественному неприятелю».

1917 – в «самом трагическом году из всех, какие знала тысячелетняя история России, погибла распропагандированная, обмороченная русская армия. Не легла костьми на полях брани, но бежала, открывая границы врагу, дико и бессмысленно предавая огню и мечу своё же русское достояние, грабя, избивая и замучивая тех, кто пытался противопоставить дикому разгулу страстей призывы к порядку и дисциплине. Повальное безумие, начавшееся с фронтов, заразило уже почти всю страну, и только на Дону ещё не было развала».

Из рукописи полковника В. Г. Баранова (1923).

В Новочеркасске образовалось Общество деятелей авиации, во главе которого стал летчик-наблюдатель, инженер-поручик Федоров. Была проведена регистрация летчиков, находящихся в то время на Дону.

Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910-1912 годах. До 1917 насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тысяч рабочих).

В феврале 1917-го Военно-Воздушный Флот Российской империи был самым большим в мире и насчитывал уже 1039 самолётов (в 1914 году, на начало Первой мировой войны, Императорский военно-воздушный флот насчитывал всего 263 аэроплана).

В этот год в Новочеркасск из Таганрога поручиком Павловым и лейтенантом Крыгиным по воздуху были перегнаны два аппарата «Вуазен», на них было совершено несколько разведывательных полетов, это были первые аэропланы, которые до этого на Дону совершенно отсутствовали.

Самолеты белые Voisin с эмблемой Донской авиации

К осени 1917-го воздушный флот России состоял из 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряда (армейские, корпусные и истребительные), эскадры воздушных кораблей (4 боевых отряда), 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотрядов, 1 дивизиона корабельной авиации, в структуру входили также авиашколы, авиапарки, поезда-мастерские, авиационные и воздухоплавательные базы.

25 октября по старому стилю – октябрьский переворот. Наступил период Гражданской войны на территории Российской империи.

28 октября 1917 года (по старому стилю) в Смольном, по инициативе В. И. Ленина, было создано Бюро авиационных комиссаров, а в Москве — Военно-революционный комитет по авиации Московского военного округа.

К ноябрю 1917 г. советская власть унаследовала по меньшей мере около 356 тыс. человек личного состава Воздушного Флота Российской империи и 1 тыс. самолетов.

В декабре 1917 г. закончилась история Императорского Военно-Воздушного Флота, когда революция (переворот) привела к развалу России, её Вооружённых Сил и авиационной промышленности. Управление Военного воздушного флота (Увофлот, или УВВФ), подчинявшееся военному министру, которое ведало авиацией внутренних военных округов, учебными заведениями, организацией снабжения фронтовых частей и закупкой авиатехники, было упразднено. Но на Дону, до марта 1920 года оставались еще авиационные подразделения.

Приказом Донской авиации за № 125 от 25 марта 1920 года Донская авиация была расформирована.

В декабре 1917 г. для надзора за структурой Увофлот создаётся большевистская Всероссийская коллегия по управлению Воздушным флотом, которая переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота.

Первые аэропланы Донской авиации. Новочеркасск

1918 (январь) — Всероссийская авиационная коллегия по поручению Центрального Комитета партии и лично В. И. Ленина обратилась ко всем авиачастям с призывом организованно переходить в ряды Красной Армии. В результате удалось вывести в центр Советской России около 38 авиаотрядов, что составляло примерно 37 процентов всей авиации старой армии.

Из Киева в Москву, в центр скопления военных летчиков того времени, прибыл подполковник Баранов, который организовал несколько перелётов из Совдепии на Дон, одиночным порядком и целыми отрядами, верных долгу лётчиков.

В мае 1918-го началась Гражданская война в России, которая окончилась 25 октября 1922 года. Одно из самых кровавых и смутных времен в истории России.

В это время приходилось напрягать все силы, чтобы создать авиацию на Юге России путём тайного вывоза авиационного имущества с Украины.

«Пока шла подготовительная работа по вывозу крупного имущества, подполковник Баранов вошёл в соглашение с артиллеристами, и в артиллерийских эшелонах периодически стало отправляться на Дон по вагону со всяким авиационным имуществом. Так было переправлено множество запасных частей, большое количество фотографических аппаратов, запасных частей к аэропланам, приборов и материалов».

(орфография документа сохранена).

К июню 1918 года Донская авиация Вооруженных сил Юга России насчитывала всего 5 аэропланов.

28 июня 1918 года – Приказ по Всевеликому Войску Донскому №348 города Новочеркасск. Были приняты опознавательные знаки самолетов Донской авиации.

Любая авиация, военная и гражданская, прежде всего начинается с появления самолетов. Первые самолеты на Дону, военные самолеты, и соответственно авиационные структуры, и, самое главное, авиационные специалисты, появились в июле-августе 1918 года. С этого момента началось зарождение авиации и были заложены основы гражданской авиации на Дону. После завершения военных действий, авиационные специалисты, чаще всего становятся специалистами гражданской авиации.

В июле 1918 г.  – направляясь якобы в Харьков, отошёл из Киева первый эшелон, предназначенный на Дон, в составе 24 вагонов, а через несколько дней подполковник В.Г. Баранов сам выехал со скорым поездом, чтобы подготовить эшелону всякую помощь в пути.

27  июля 1918 г. – после долгих усилий и мытарств, после ареста в Таганроге немцами сопровождавших эшелон офицеров (прапорщика Янченко и сотника Попова), выпущенных только благодаря объявленной ими голодовке, эшелон прибыл-таки в Новочеркасск. Описано статье В. Попова, в авиационном номере, №30,  журнала «Донская волна» (1919 г.).

В августе 1918 г.  – авиация Дона уже насчитывала 25 аэропланов.

12 сентября 1918 года – прибыл (из Киева) второй эшелон, состоящий из 44 вагонов, нагруженных аэропланами, автомобилями, бомбами и прочим всем необходимым. Этот эшелон дал уже вполне прочное и солидное основание для постановки авиационного дела на Дону.

«Немедленно же было приступлено к формированию 2-го Донского Самолётного Отряда (ДСО), командиром которого был назначен подполковник Лавров, и Донского авиационного парка, командиром которого назначен капитан Павлов. Командиром Донского самолётного дивизиона назначен прибывший из Киева подполковник Вячеслав Григорьевич Баранов».

В октябре 1918 г. – увеличилась численность отрядов Донского авиационного дивизиона, Донская авиация пополнилась 6-ю новыми аэропланам (два «Сопвич» и четыре «Ньюпор») 9-го армейского авиационного отряда, который входил в состав военно-воздушных сил Красной армии, и перелетел на сторону белоказаков в районе реки Дон.

1919 (февраль) – против советской власти восстали казаки Верхне-Донского округа, этот трагический эпизод российской истории, очень подробно описанный в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон», ознаменовался очень малоизвестным фактом: казачье восстание послужило толчком для применения военной авиации на Юге России в ходе Гражданской войны.

Применять авиацию на фронте в годы Гражданской войны начали именно у нас на Дону, этому способствовало казачье восстание в отдаленных районах от Ростова и Новочеркасска, где располагалось командования белогвардейскими силами.

В марте 1919 г. начали прибывать в Новороссийск английские аэропланы типа «Ариэйт» для авиации ВС ЮР. В конце апреля 1-й Донской самолетный отряд был послан в города Екатеринодар (с 1920 г. Краснодар) и Новороссийск для перевооружения на английские самолеты.

Ангар-амбар Донской авиации. Новочеркасск. В центре — В. Г. Баранов (в папахе), справа — И. И. Стрельников. Февраль — март 1919 г.

Эти самолеты считались устаревшими, да и полетные качества аппарата были неудовлетворительны, требовали большой точности управления. Небольшая ошибка в управлении, вполне допустимая в других аппаратах, вела к гибели летчиков (впоследствии 8 военлетов Донской авиации сгорели на этих самолетах).

В марте 1919 г. военный лётчик подъесаул Фёдоров Дмитрий Васильевич явился одним из первым специалистом, показавшим в полёте с членом Круга казаков сотником Варламовым, что полёт в Верхнее-Донской округ — вещь выполнимая. Воспользовавшись его почином, отважные донские лётчики, не считаясь с изношенностью аппаратов, предприняли ряд удачных разведывательных полётов, давших ценные сведения.

В апреле 1919 года первый полет в станицу Вешенскую из Новочеркасска было поручено совершить военному летчику 3-го авиаотряда подъесаулу Дмитрию Васильевичу Федорову, которого сопровождал член Войскового Круга В.А. Харламов. Затея была крайне рискованной: пролететь предстояло более 300 верст, над территорией, занятой красными.

27 апреля 1919 г. — военный лётчик поручик Веселовский Валентин Семенович с наблюдателем поручиком Тихоновичем на самолете «Бранденбург» сделали полёт около 680 вёрст продолжительностью более 5 часов, покрыв пространство до станции Нижне-Чирской, доставили интересные военные сведения.

К августу 1919 г. Всевеликое Войско Донское, как одно из белогвардейских формирований Вооруженных сил Юга России, имело в своем составе авиацию под командованием полковника В.Г. Баранова , состоящую из 6 авиаотрядов, 45-50 самолетов, 25-30 летчиков. 

В июне 1919 г. третий главком авиации РСФСР Акашев Константин Васильевич (был участником вооружённого восстания в Петрограде в 1917 году) выбран комиссаром Управления Военно-воздушного флота. В декабре 1917 назначен председателем Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом, на которую были возложены основные функции по созданию и строительству воздушного флота республики, включая подготовку кадров и материально-техническое обеспечение.

В 1918 году был командующим воздушными силами 5-й армии Восточного фронта, с декабря 1918 года назначен начальником авиации воздухоплавания Южного фронта. С июня 1919 года по февраль 1921 года — начальник Главвоздухофлота, гражданской авиации РСФСР.

Истребители «Сопвичи» 37-го разведывательного авиаотряда на аэродроме у станицы Семикаракорской. Май 1919 года

К концу 1919 года Донская область была оставлена формированиями белого движения, причём во время эвакуации погибла часть донского авиационного имущества. Приказом Донской армии и флота от 6 января 1920 года за № 2 донская авиация была сокращена до 3 авиаотрядов, одной авиабазы, парка и управления начальника донской авиации.

Авиационный парк перешёл в станицу Усть-Лабинскую, на территорию кубанского казачьего полка.

В этом году завершается История Императорского Военно-Воздушного Флота (1917–1919), когда революция (переворот) привела к развалу России, её Вооружённых Сил и авиационной промышленности. И всё-таки, нельзя говорить «закончилась». Реально, в декабре 1917 для надзора за Увофлотом создаётся большевистская коллегия, затем Увофлот (Управление Военного воздушного флота, Увофлот или УВВФ) переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского воздушного флота (Главвоздухофлот), которое в 1925 году стало Управлением ВВС РККА. Таким образом, в центральных управлениях гражданского воздушного флота наблюдалась прямая организационная и структурная преемственность с Императорским Военно-Воздушным Флотом. Аналогично, прямая преемственность наблюдалась и в авиационной промышленности.

В.С. Веселовский (слева) и В. Н. Тиханович у своего самолета «Бранденбург». Май 1919

1920 (январь, февраль и начало марта) — донская авиация, несмотря на тяжёлые условия, работала усиленно и самоотверженно. После эвакуации Екатеринодара, где погибло много авиационного имущества, на станцию Георгие-Афипскую прилетело 20 оставшихся аэропланов, развивших интенсивную деятельность. Затем во время начавшегося беспорядочного отступления к Новороссийску донская авиация таяла с каждым днём, на каждой станции сжигалось несколько аппаратов. В Новороссийск прилетело 8 аппаратов, а в Крым из состава авиации Донской армии только 4 самолёта прилетело в Крым. При эвакуации в Крым пропало без вести 56 офицеров и классных чинов донской авиации.

25 марта 1920 года — закончилась история донской военной авиации императорской армии, Приказом за № 125 от 25 марта 1920 года Донская авиация была расформирована. Остатки парка самолетов и личного состава эвакуировались в Крым, где вошли в состав русской армии под командованием барона Фердинанда Петровича Врангеля — российского военного и государственного деятеля, мореплавателя и полярного исследователя, адмирала, управляющего Морским министерством в Царской России.

В июле 1920 г. — на базе Севастопольской военно-авиационной школы из 17 офицеров, летчиков и наблюдателей Донской авиации, был сформирован авиационный отряд, который по приказу Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России № 3149 от 7 июля 1920 г. был включён в состав авиации ВС ЮР.

21 сентября 1920 г. – для испытания новой авиационной техники в Москве, на Ходынке был создан Научно-опытный аэродром, подчиненный Главвоздухфлоту, прошли испытания самолеты конструкции А.А. Пороховщикова, И.И. Попова и В.Н. Хиони.

1921 г. — в советской авиации насчитывалось уже 730 летчиков и летчиков-наблюдателей.

Первую часть хроник читаем здесь.

Вторую часть хроник читаем здесь.

Екатерина Батычко, магистрант Института истории и международных отношений ЮФО

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс-личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Новости Новочеркасска
Добавить комментарий