Работа волонтера становится все более востребованной в современном обществе. Насколько важна при этом роль школьного учителя?
Об этом наш разговор с преподавателем истории новочеркасской школы №32, участником Форума классных руководителей Геннадием Шаиным.
— Как привлечь к волонтерской работе младшее поколение? Что для этого нужно?
— В первую очередь, личный пример учителя. Если он сам занимается волонтерством, если видно, что ему это нравится, что это не только полезные дела, но и профессиональный рост, то ученики потянутся за преподавателем.
Во-вторых, это разъяснительная работа. Причем постоянная и комплексная. О важности волонтерской деятельности сейчас очень много говорят в СМИ, но далеко не все школьники читают новости. Зато большой простор для информирования дают социальные сети. Сами ребята, став волонтерами, обязательно рассказывают о своей работе в соцсетях, причем языком своего поколения.
И, в-третьих, это ощущение сопричастности к добрым делам. Кто бы что ни говорил, современные дети – люди очень хорошие, открытые к позитиву. Надо только направить их в нужное русло.
— Есть такое мнение: дурной пример заразителен, а правильные поступки зачастую воспринимаются как слабость. Что делать учителю, если он видит, что воспитанники больше склонны к чему-то плохому? Как привлечь к добровольчеству трудного подростка?
— Опять же, возвращаемся к личному примеру. Плюс объясняем, объясняем и еще раз объясняем. Помните хороший фильм «Человек с бульвара Капуцинов»? Плохое кино смотрят с большим удовольствием, чем хорошее, правда, и влияет дурная кинолента, мягко говоря, неправильно на общество.
Настоятельно рекомендовать хорошую литературу, вместе смотреть добрые, позитивные фильмы, выстраивать обучение так, чтобы оно было нескучным, не «для галочки», а по-настоящему интересным – вот в чем задача преподавателя.
Причем ключевое слово здесь – «интересным». Работу волонтера надо уметь правильно представить, если хотите, грамотно «прорекламировать». И тогда школьники сами захотят принять участие в этом движении.
Кроме того, поработав волонтерами, ребята чувствуют себя сильнее, увереннее, понимают, что они востребованы в современных условиях. А это очень хорошая мотивация.
— А для самого учителя в чем важность такой работы?
— Есть профессии, которые требуют учиться все время. Преподаватель – одна из них. Привлечь учеников к волонтерскому движению, самому понять, что ты можешь стать на ступеньку выше – это и есть такое обучение.
— А как убедить родителей в том, что волонтерство важно?
— Как раз с родителями проще. Они или сами застали тимуровское движение, либо как минимум слышали о нем. Человеческой памяти вообще свойственно оставлять хорошие воспоминания, а плохие задвигать на дальний план. И пионеры-тимуровцы – это та романтика, которой сейчас старшему поколению сильно не хватает. Поэтому и к волонтерскому движению оно относится очень хорошо.