Ровно 65 лет назад, 30 января, Новочеркасским электpовозостpоительным заводом выпущен первый мощный магистральный электровоз типа ВЛ-23.
Название «ВЛ» расшифровывается по имени основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина, а цифровое обозначение электровоз получил в соответствии с осевой нагрузкой в 23 тонны на ось.
Скорость ВЛ-23 составляла 100 км в час, а мощность — 4300 лошадиных сил.
В обиходе ВЛ-23 прозвали «утюгами» за их шумный и тряский ход, и это название закрепилось за ними на десятилетия.
На электровозах, используемых в пассажирском движении, от тряски зачастую выходили из строя блоки электропневматического тормоза.
С 1956 по 1961 год НЭВЗ выпустил 489 электровозов, которые разлетелись по всей стране.
Не обремененные излишними усложнениями в конструкции механических частей, электрических аппаратов и вспомогательных машин, ВЛ-23 с 60-е по конец 80-х годов были самыми надёжными локомотивами на магистральных железных дорогах СССР.
Массовая эксплуатация «утюгов» закончилась к середине 1990-х годов.