Не было ещё Новочеркасска, Ростова и Таганрога, на все донские степи существовали только Азов, да казачьи Раздоры с Черкасском, а наши предки 410 лет назад вписали день 4 ноября в одну из важнейших исторических дат государства.
В 1612 году в этот день народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободив Москву от польских интервентов.
Эта победа над врагом оказалась неразрывно связана с ликом Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
По преданию, после разрушительного пожара в Казани в 1579 году десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и велела отыскать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и нашла икону. Когда Ивану Грозному рассказали о чудесной находке, он приказал на месте обретения построить женский Богородицкий монастырь.
Так распорядилась история, что именно Казанская икона сопровождала ополчение Минина и Пожарского, освобождавшее Кремль от польских оккупантов. Перед решающим штурмом русские воины до утра молились перед обретенным в Казани образом Божией Матери.
И считается, что именно её заступничество помогло одержать победу в сражении, от исхода которого зависела не только судьба Москвы, но и вообще страны. В планах поляков было обратить всех нас по указке Папы Римского в католичество, а Россию растворить в великой Польше «от моря и до моря».
Этим планам не суждено было сбыться, и, очевидно, именно с тех пор генетически тянутся в отношении нас все польские комплексы и обиды.
А Казанская икона в последующем не раз приходила на помощь нашим воинам. Перед ней молились и русское войско Петра I в 1709-м перед Полтавской битвой, и солдаты Кутузова накануне Бородинского сражения в 1812-м.
Поэтому реликвию считают покровительницей нашей страны, а День народного единства, хоть и является относительно новым праздником и учрежден в 2005 году, но отмечать дату изгнания врага и чудо Казанской иконы Божией Матери начали практически сразу – с 1613 года.
Сначала как сугубо московское торжество в честь спасения Москвы, а с 1649 года праздник и вовсе стал всероссийским. И не столько церковным, а именно общенародным — наши предки осознавали всю значимость событий поздней осени 1612 года.
Тогда ополченцы самых разных сословий, народов и вероисповеданий спасли страну и стали единой нацией. Пришли нижегородцы, туляки, рязанцы, ярославцы, башкиры, татары, мордва, казаки, а стали русские. Отсюда и смысл современного Дня народного единства.
День Казанской иконы Божией Матери не является двунадесятым праздником, но на Руси всегда отмечался очень широко.
К нему приурочивали свадьбы, устраивали шумные застолья, за которыми собирались не только члены семьи, но и гости.
«Кто на Казанской женится, тот счастлив будет», — говорили предки. Принято было свататься. Незамужние девушки, мечтающие поскорее встретить суженого, также молились перед иконой Казанской Божией Матери.
Этот день в народе считался и неким рубежом между осенью и зимой. Бытовала поговорка, согласно которой, в этот день до обеда идёт дождь, а после обеда — снег. С него ждали наступления морозов, и они действительно скоро приходили.
Фото: azbyka.ru
Новости по теме:
День народного единства. Афиша праздничных мероприятий Новочеркасска
День Веры, Надежды и Любви отмечают православные 30 сентября. Что можно и нельзя делать в этот день
Кто в Ростовской области отвечает за мобилизацию? Что будет с новочеркасским трамваем? Куда делся ковид?
Будьте в курсе новостей Новочеркасска, Ростовской области и страны. Подписывайтесь на ТГ-канал «Новочеркасские ведомости»!