Гражданской авиации на Дону 100 лет

Продолжаем публиковать хроники Ростовского объединённого авиаотряда и авиакомпании «ДОНАВИА».

 Для России интерес к воздухоплаванию и авиации документально начинается с конца 19-го века. Полетов фактически еще не было, было воздухоплавание, плавание в воздушном пространстве.

Новости региона

Полеты осуществлялись, но это было скорее парение в воздухе аппаратов легче воздуха, а не направленное движение.

Плавание в атмосфере Земли подразделяется на два вида:

  • движения в атмосфере аппаратов легче воздуха – воздухоплавание,
  • движение, полеты аппаратов тяжелея воздуха – авиация и космонавтика.

Воздухоплавание, в целом, это движение в атмосфере в соответствии с движениями воздушных масс, вне зависимости от целей и желаний человека. Это удел особых людей, в основном, изобретателей и ищущих

энтузиастов, и всех, кого интересует управляемое движение в пространстве над Землей.

Авиация и космонавтика – это движение в атмосфере Земли, в интересах потребностей общества и специалистов, направленное на преодоление тяготения Земли.

Повествование об воздухоплавании и авиации в Российской империи, лучше всего начать с момента, когда этими видами передвижения начало интересоваться государство.

Мы рассказываем о появлении в Российской империи и на Дону, в частности, воздухоплавания и авиации, о людях, о «снарядах» и летательных аппаратах, о начале и зарождении воздухоплавания и гражданской авиации на Дону, о роли офицеров императорского военно-воздушного флота в появлении и становлении авиации в нашем крае.

Слово «авиация», по историческим меркам еще очень молодое, чуть более 100 лет.

Появилось оно, и стало использоваться только в 20-х годах 20-го века. Покорение воздушного пространства в истории человечества. Это только миг, всего 5-6 поколений не более. По сравнению с не очень известной историей человечества, воздушное пространство покорилось всего лишь на памяти 4–5 предыдущих поколений, не более.

1863  – в статье «Воздухоплавание» газеты «Голос», Санкт-Петербург, журналиста и писателя Аркадия Эвальда, термин «аэроплан», в значении близком современному смыслу, был заменен на слово «самолёт», которое, сначала, вошло в обиход поэтический, а затем и авиационной среды.

1870 – в России, энтузиастами было организовано Русское общество воздухоплавания. В покорении воздушного пространства было крайне заинтересовано военное министерство. Но до реального применения авиации в интересах военных и общества были еще долгие годы.

1875 – революционер, народоволец Николай Иванович Кибальчич, в Киеве, в камере Лукьяновской тюрьмы, разработал и описал ракетный движитель.

1882  – первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха поднялся в воздух. И сделан он был в России. Спроектировал и простроил его в натуральную величину Можайский А. Ф., морской офицер Российского императорского флота, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации. Начался век мировой авиации, не сразу, но начался.

В мире не очень признают первенство русских изобретателей по данной теме. Это и понятно.

1892 – русский учёный-механик, Жуковский Н. Е. сделал доклад «По поводу летательного снаряда Чернушенко». Составив основные уравнения динамики для центра тяжести планирующего тела (то есть при постоянном угле атаки), Жуковский описал траектории полета при различных условиях движения воздуха. В 1892 году Николай Жуковский основоположник гидро- и аэродинамики, отец русской авиации, он научил летать самолеты.

1903 – поднялся в воздух летательный аппарат братьев Орвилла и Уилбера Райт.

1904 (6 февраля) – император Николай II подписал указ об учреждении «Особого комитета по усилению военного флота», который стал в будущем основой создания воздухоплавания.

1908  – в высшем техническом училище, в 1908 году, Николай Егорович Жуковский создал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А.А Архангельский, , Б.С. Стечкин, А.Н Туполев, Б.Н. Юрьев; в 1909 году Жуковский возглавил создание в училище аэродинамической лаборатории.

1910 (30 января)  – «Особом комитете» Российской империи был создан отдел воздушного флота — ОВФ. Эту дату считают датой рождения отечественного воздухоплавания, авиации. Первый шеф Императорского военно-воздушного флота, русской авиации и воздухоплавания. Его Императорское Высочество Великий Князь Александр Михайлович Романов (Сандро), дядя и ровесник царя Николая Второго.

1910 (3 мая) – началось сооружение первого в России военного аэродрома, начала работу авиационный отдел, структура, которая в последующем стала Гатчинской Офицерской воздухоплавательной школой.

1911 – состоялся первый полет самолета кружка Жуковского Н.Е. (ИТУ).  В кружке была создана «рабочая группа по постройке самолета» в которую вошли студенты А.Н. Туполев, Б.Н. Юрьев и А.А. Комаров. В целях изыскания средств рабочей группой была устроена платная выставка в училище, был организован полет аэростата со двора училища, кое-какие суммы были собраны за счет организаций частных и пожертвований лиц

1911 – окончил Офицерскую воздухоплавательную школу Вячеслав Григорьевич Баранов, будущий организатор и начальник авиации Донской армии.

1912 (12 августа) – в соответствии с указом императора Николая II был сформирован штат Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, в ведение которого были все вопросы организации военного воздухоплавания и авиации.  Это отправная точка в истории российской авиации — военно-воздушных сил и гражданского воздушного флота государства. С тех пор эта дата является днем авиации России.

1912  – события до 1912 года способствовали тому, что в государстве появились структуры, которым поручено управлять становлением и развитием воздухоплавания в Российской империи.

В целом, появление русской авиации стало возможным во многом благодаря деятельности создателя аэродинамики Н. Е. Жуковского и талантливого авиаконструктора И. И. Сикорского.

Становление воздухоплавания и авиации в любом обществе сложный и непредсказуемый процесс. История свидетельствует, только с тех пор как государство берет в свои руки развитие воздухоплавания и авиации, труды и результаты энтузиастов-одиночек, офицеров и исследователей, начинают давай плоды.

Понятно, что основные цели государства, скажем мягко, это защита своих интересов и интересов нации, то есть это военные задачи. Но именно этот процесс дает толчок к появлению и дальнейшей эксплуатации аппаратов тяжелее воздуха, авиации.

 

Материал подготовлен И.Г. Брызгаловой, Институт истории и международных отношений Южного Федерального Университета

 

Продолжение следует…                    

 

Начало материала читайте в публикации «В Ростовской области готовятся отметить 100-летний юбилей гражданской авиации».

Император Николай II и выдающийся авиаконструктор, один из пионеров отечественного авиастроения Игорь Иванович Сикорский

 

Новости Новочеркасска
Добавить комментарий