В Ростовской области готовятся отметить 100-летний юбилей гражданской авиации

Скоро исполнится 100-летний юбилей появлению на Дону гражданской авиации. Редакция «НВ» к этой дате подготовила цикл рассказов из хроники Ростовского объединенного авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА с 1925-го по 2000-й годы.

Серию материалов к 100-летию гражданской авиации на Дону открывает интервью с экс-командиром самолета Ту-154 Ростовского объединенного авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА, экс-пилотом самолетов В-737, А-319, советником Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Евгением Маринцом.

Интервью

— Евгений Викторович, повод для нашей встречи — столетие Гражданской авиации на Дону. Но насколько известно, авиация на Дону появилась еще в 19-м веке.

Да, действительно, полеты на Дону появились еще в 19-м веке. В 1879 году русский воздухоплаватель Михаил Лаврентьев построил аэростат, названный им «Ростов-на-Дону». На этом аэростате было совершено два полёта — 5-го и 12-го августа 1879 года.

Это были полеты энтузиастов, точнее воздухоплавание, термина «авиация» еще не было. Вообще, считается, что воздухоплавание в Российской империи появилось в 1912 году. В соответствии с «высочайшим повелением» Государя императора Николая II от 12 августа (по новому стилю) 1912 года «все вопросы по воздухоплаванию в армии сосредоточить в Главном управлении Генерального штаба». Так был создан Императорский военно-воздушный флот в России. Это стало прологом всей русской авиации 20-го века.

Офицеры Российского императорского флота, а именно полковник Вячеслав Григорьевич Баранов, первым доставил самолеты в Новочеркасск и заложил основы авиации Дона.

Баранов Вячеслав Григорьевич, полковник Российского императорского воздушного флота, начальник авиации Донской армии, основатель и организатор Донской авиации.

Но мы говорим о гражданской авиации, которая в РСФСР появилась в1923 году, а на Дону в июне 1925 года. Это не означает, что до июня 1925 самолеты на Дону не летали. Они были, и это была военная авиация, в том числе Всевеликого Войска Донского, воздушные суда компании «Укрвоздухпуть» –  «Закавиа», «Аздобролет» и другие.

Но именно авиация Всевеликого Войска Донского стала базой, на которой появились первые авиационные специалисты гражданской авиации на Дону.

Что было необходимо для того, чтобы начались полеты именно гражданской авиации? И как это случилось на Дону?

— Для обеспечения регулярных, именно регулярных, а не эпизодических, пассажирских полётов необходимы были оснащённые гражданские аэродромы, имеющие допуск к обеспечению полётов. И гражданские самолёты, предназначенные для регулярных пассажирских авиаперевозок. Хотя в то время термин «самолёты» еще практически не использовался.

Такой аэродром появился в Ростове к 1923 году, на него выполняли полеты авиационные структуры других регионов. А вот авиационные структуры Ростова со своим парком аэропланов появились в 1925 году. И первый регулярный рейс был выполнен 15 июня 1925 года, на самолёте по маршруту Ростов — Харьков — Орел — Москва.

Ростов-на-Дону, первая летная станция и аэродром — поле за линией Владикавказской железной дороги, участок земли площадью 120 десятин (впоследствии эта территория стала испытательным аэродромом Роствертола).

— А какая основная авиационная структура на Дону была в 20-ом веке?

В 1963 году из разрозненных авиационных структур Дона был образован Ростовский объединенный авиаотряд, или РОАО. Это было одно из крупнейших авиапредприятий СССР. РОАО входил в десятку из более чем двухсот самых больших авиаструктур Министерства Гражданской Авиации СССР. Это был объединенный авиаотряд, имеющий около 60 самолётов и более 4500 человек личного состава, выполнявший около 30 лет полеты по всей территории СССР, от Калининграда до Магадана.

Вы сегодня поднимаете вопрос об учреждении в Ростовской области Дня гражданской авиации на Дону. 15 июня 1925 года — что значит эта дата для гражданской авиации Дона?

— Фактически именно день рождения авиационных услуг  гражданской авиации на Дону. Это очень непростая история, ведущая свое начало от офицеров Российского императорского воздушного флота, достойными продолжателями которых были авиаторы Советского Союза. На наших самолетах в 90-х годах прошлого века временами одномоментно в воздухе находилось до 3000 человек.

В течение 60 лет мы знали донских авиаторов как ярких представителей Аэрофлота. Так оно и было. Ростовский объединенный авиаотряд был одним из самых безопасных авиапредприятий в стране. Аэрофлот был везде, поистине государственная собственность. Но, как выяснилось в 1992 году, никакой всесоюзной собственности не было по определению. Всей гражданской авиации, коллективу в несколько сот тысяч человек, профессионалам, летчикам, инженерам, диспетчерам, тысячам специалистов некие «слуги народа» объявили акционирование. В итоге Аэрофлот, по сути, стал монополистом. И самое главное, как это стало понятным, в 21 веке, донские авиаторы остались без своих самолетов, своего имени и без своей истории. Поэтому День гражданской авиации на Дону, 15 июня, это дань уважения и памяти многим поколениям авиаторов Дона, Ростовского объединенного отряда и ДОНАВИА.

Евгений Маринец – командир самолета Ту-154 Ростовского объединенного авиаотряда и авиакомпании «ДОНАВИА», экс-пилот самолетов В-737, А-319, Советник Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Надеемся, что к 100-летию гражданской авиации на Дону мы приоткроем занавес небытия по некоторым темам Донской авиации. Издадим книгу полковника Баранова В.Г., нашего земляка, военного летчика Русского императорского воздушного флота, православного, из потомственных дворян, урожденного ст. Луганской Донецкого округа Всевеликого Войска Донского.

Мы расскажем обо всех командирах Ростовского объединенного авиаотряда, о летчиках, которые с достоинством и профессионализмом действовали в сложных и нештатных ситуациях.

О том, как авиаторы Дона решили в 20-м веке свою главную задачу — обеспечения безопасности полетов. Как ни в одной отрасли, в гражданской авиации роль личности, профессионала, командира является ключевой.

Любовь Шаронова, преподаватель кафедры Теории и практики массовой коммуникации ЮФУ, руководитель направления журналистики в ЮФУ

 

 

Новости Новочеркасска
Добавить комментарий