Специалисты Яндекса подвели итоги тестирования цифровых компетенций и гибких навыков преподавателей и их умения развивать функциональную грамотность учеников. Ежегодная диагностика проводится в рамках проекта по бесплатному обучению педагогов «Я Учитель».
Основной задачей исследования стала идея составить портрет современного учителя и понять, как помочь ему в профессиональном развитии. Всего в исследовании приняли участие более 100 000 преподавателей из разных регионов России, в том числе 760 учителей из Ростовской области.
Три теста исследовали гибкие навыки, опыт работы с цифровыми инструментами и умение развивать у учеников функциональную грамотность, то есть способность применять полученные навыки и знания в повседневной жизни. Тесты состояли из практических кейсов, связанных с работой школьных учителей. Педагоги решали задания, в которых нужно было выбрать вариант действия в определенной учебной ситуации. Яндекс разработал задания совместно с экспертами Московского государственного педагогического университета.
«Мы проводим подобные исследования почти каждый год, чтобы понять состояние учителей и в дальнейшем предложить им инструменты и возможности, которые помогут им в работе или научат чему-то новому. Регулярный разговор с учителем помогает составить полную картину: увидеть, каких навыков не хватает, определить зоны роста. Данные этих исследований — отправная точка для работы Образовательной инициативы»,— рассказала Елена Бунина, генеральный директор Яндекса в России.
Тест на функциональную грамотность показал, что учителя лучше всего знают, как формировать у детей финансовую, математическую и естественно-научную грамотность: 70% педагогов набрали больше половины баллов от максимально возможного. Наибольшие трудности вызывает развитие глобальных компетенций и читательской грамотности: только 66% участников получили достаточно баллов в заданиях по этой теме. Сложности вызвали и задания, связанные с формированием креативного мышления: низкий результат по ним у 38% педагогов.
70% опрошенных учителей средних классов и 71% педагогов начальных классов успешно справились с тестом на цифровую грамотность. При этом выяснилось, что чем выше стаж, тем тяжелее учителю даются такие задания, — старшим педагогам нужна дополнительная поддержка в освоении новых технологий.
«Основная сложность при работе с цифровыми ресурсами у учителя возникает с недостатком технических средств у самих детей», — рассказывает Татьяна Шкандевич, учитель начальных классов СОШ №2 города Семикаракорск, Ростовской области. — «Не все родители могут себе позволить купить ребенку смартфон или нетбук. Вторая сложность, не все ученики располагают дома высокоскоростным интернетом. Я как учитель обеспечена школой полноценным рабочим местом, персональным компьютером, нет никаких сложностей работать с цифровыми сервисами. Поэтому порой приходится распечатывать задания для детей, чтобы работать с ними в классе. Сегодня дети читают так же много, как и в прежние годы, просто они читают не бумажный носитель, а с экрана телефона или компьютера. Современные дети очень развиты, просто по-другому, чем 20 или даже 10 лет назад. Разнообразие и разноплановость заданий может развивать и финансовую грамотность, и креативное мышление, а читательские навыки развиваются в любом случае, так как детям приходится вчитываться в задание, чтобы понять его смысл».
Педагоги ростовских школ показали высокие результаты при тестировании гибких навыков: участники исследования умеют устанавливать доверительные отношения с классом (73%), сотрудничают с коллегами (83%) и занимаются развитием учеников (75%).
В марте 2021 года педагогов приглашают присоединиться к новой бесплатной диагностике компетенций — третьему интенсиву «Я Учитель». В рамках весеннего интенсива учителя смогут проверить свои навыки успешного учителя, ИТ-компетенции, умение развивать у детей функциональную грамотность, а также способность работать с трудным поведением детей.









