В конце ноября этого года в г. Санкт-Петербурге пройдет заключительный этап IX Всероссийского детского театрально-поэтического Фестиваля «Табуретка». За право попасть в десятку финалистов боролись более восьмидесяти коллективов со всей России, в числе которых — студия «Мастер-Класс» Казачьего драматического театра со спектаклем «Оскар и Розовая Дама». В июле стало известно, что юные новочеркасские артисты вышли в полуфинал. А в последние числа августа с замиранием сердца решения жюри ждали все — студийцы, родители, да весь театр. И вот свершилось — «Мастер-Класс» не просто вошла в финал, она оказалась на первой строчке по количеству баллов, выставленных членами жюри, среди которых актер театра и кино, лауреат государственной премии РФ Виктор Бычков, заслуженная артистка России, лауреат премии Президента РФ Юлия Пересильд и другие известные российские режиссеры и актёры.
По мнению руководителя студии «Мастер-Класс» Ольги Ситниковой, дети, погружаясь в мир театра, получают колоссальный жизненный опыт, благодаря историям, которые они «рассказывают» на сцене, и, главное, тем эмоциональным переживаниям, которые пропускают через себя.
«Приступая к работе над спектаклем «Оскар и Розовая Дама» – истории о мальчике, которому из-за болезни осталось жить чуть более десяти дней, мы с детьми неделю… разговаривали. Да-да, мы не разбирали мизансцены, не говорили о «сверхзадаче» какой-то роли. Мы разговаривали — о жизни и смерти, о том, что значат для человека эти категории. Мы размышляли о понимании себя, о главной для каждого из нас задаче – любить и ценить каждый свой день, не тратить время на обиды, ропот, недовольство».
Такая работа крайне важна: она заставляет ребят размышлять, фантазировать, придумывать свои истории и то, как они себя в них видят. «А чтобы ты сделал, если бы…?», «А как бы ты ответила, если бы…?» Именно так дети постепенно подходят к пониманию задачи пьесы и того, как себя проявить. И только потом начинается обсуждение героев – их характеры, чувства, мотивы поведения, манера двигаться, говорить. Найти нужный жест, движение, интонацию – это уже творчество и педагога, и юного артиста – нужно сделать так, чтобы он действительно смог прожить какую-то ситуацию так, чтобы его игра была живой и оправданной.
Когда студия показывала спектакль на Международном фестивале — конкурсе молодых театров "Пространство Юных — 2018 " в г. Сочи, известный театральный критик, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Анастасия Ефремова отметила, насколько искренне и эмоционально прочувствовали и сыграли ребята грустную историю мальчика, но при этом им удалось показать чудо сегодняшнего дня, радость открытий, утешение в дружбе. «Это спектакль о том, что нужно любить жизнь», — подчеркнула она.
Тогда, в Сочи, «Оскар» стал рекордсменом по количеству наград — за лучшую режиссуру, за лучшую женскую роль, впервые в истории фестиваля победа за лучшую мужскую роль была присуждена сразу трем студийцам — жюри не выделило никого – все получили свои дипломы. «В этом спектакле сошлось всё, — говорит Ольга Ситникова, — и пьеса, и то, как дети прониклись задачей, и обучаемость ребят. Они оказались внутренне готовы к этой работе, а история ведь очень непростая даже для взрослого человека, а для ребенка – во многом откровение – еще одна грань жизни».
И вот теперь новочеркасский «Оскар…» едет в Питер – снова игра юных артистов тронула признанных мастеров театра. Ждать ли главной награды? А что, собственно, рассматривать под «наградой»? Ольга Ситникова расценивает выход в финал престижного фестиваля как хорошую возможность для ребят посмотреть работы других коллективов, посетить мастер-классы, принять участие в дискуссиях и обсуждениях…
Что же касается нас, зрителей, то лучшая «награда» за спектакль – итог работы мастера и ее учеников, работы, которая побуждает нас к размышлениям, пересмотру своих жизненных ценностей… Это ли не победа?!