Проблему «отцов и детей» решает новочеркасский центр «Диалог»

22 ноября в России отмечается День психолога. В свой профессиональный праздник психолог высшей квалификационной категории новочеркасского центра «Диалог»  Наталья Михайловна Майборода рассказала, в каких случаях взрослым и детям может потребоваться помощь квалифицированного специалиста.

Интервью

Наталья Михайловна, расскажите о своём профессиональном пути.

Я с детства хотела стать педагогом. Мне это было интересно, казалось увлекательным. В подростковом возрасте стали часто возникать мысли: «Вот классно было бы помогать решать проблемы». Стала читать соответствующие этой теме книги.

Базовое образование получила в Ростовском педагогическом университете, на факультете «Психология и педагогика». Во время учебы в вузе стала волонтером Молодежного телефона доверия. Это дало возможность получить опыт консультирования.

После окончания университета работала педагогом-психологом в средней школе №40  Ростова-на-Дону. До сих пор благодарна администрации школы, районному психологу и педагогам-психологам городского ППМС центра за поддержку, профессиональную помощь в работе мне — молодому специалисту.

В новочеркасском центре «Диалог» я работаю уже 10 лет. За это время получила дополнительное образование в рамках семейного консультирования и курсы переподготовки по направлению «Когнитивно-поведенческая терапия». На данный момент веду консультации, групповые занятия для подростков, являюсь ведущей Школы принимающих родителей.

Что для вас самое интересное в профессии психолога?

Для меня интересен сам процесс  взаимодействия психолог – клиент. Во время общения человек раскрывается с разных сторон, погружается в свои мысли, опыт и имеет возможность посмотреть на них с другой стороны, сделать свои открытия и выводы.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший психолог?

Я думаю, что это эмпатия, умение слышать и  анализировать полученную информацию, быть готовым к взаимодействию с окружающим миром. Также крайне важно уметь контролировать своё настроение и чувства, быть стрессоустойчивым к эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам. А вот начинающим специалистам я бы хотела пожелать следовать своей страсти, интересам и желаниям в профессии, а не моде. Стараться расширять свои знания: читать, посещать семинары, тренинги, анализировать и определять свое из всего вороха информации. Искать возможность получать практический опыт через участие в практикумах и интервизиях. Не забывать заботится о себе, чтобы иметь ресурс и возможность помогать другим.

На что родителю нужно обратить внимание в поведении ребёнка, как понять, что ему нужна помощь специалиста?

Родителям стоит обратиться на консультацию к психологу в случаях, когда они заметили нарушение или изменения в поведении ребенка. Он стал агрессивно себя вести, возможно, утратил ко всему интерес. Стоит обратить внимание на повышенную тревожность ребёнка, страхи. Также «первыми звоночками» могут быть трудности в учёбе, не складывающиеся отношения со сверстниками. Бывает, что ребёнок становится очень обидчивым и вспыльчивым, из-за мелочи может наброситься с кулаками, уйти, громко хлопнув дверью, расплакаться. Но не только родители могут обратить внимание на поведение ребенка,  школьные учителя также могут прийти к нам на консультацию с «проблемным» учеником.

В наш центр могут обратиться родителей детей, которым, буквально, от нуля и до 18 лет. Конечно, в очень раннем возрасте, например в 2 года, когда ребенок не имеет должного опыта, не перенял принятые нормы поведения, сложно говорить о каком-то отклонении. Чаще всего родители малышей жалуются на агрессивность, сложность взаимоотношений с ребёнком. В таких случаях мы подсказываем, как взрослый может помочь малышу скорректировать своё поведение.

Как строится ваша работа с детьми?

Способ установления диалога с ребенком зависит от его возраста, личностных особенностей. С детьми дошкольного возраста не спешу, даю время освоиться, иногда строю общение сначала с родителем, потом приглашаю в беседу  ребенка. С младшими школьниками и подростками отношения строю напрямую, задавая вопросы, уточняя ситуацию в их жизни.

Методы и техники работы тоже зависят от возраста. Наиболее универсальными являются игра, рисование, использование игрушек для проигрывание трудных ситуаций, с подростками использование метафорических карт.

Несмотря на это, важно понимать, что решить проблему сам ребенок не может: у него недостаточно опыта, знаний. Для этого на консультацию специалисты центра всегда приглашают родителей. Это делается с целью улучшить взаимоотношения в семье, решить конфликты и создать поддерживающую среду для ребёнка.

В нашем центре проходят и групповые занятия. На них дети учатся управлять эмоциями, контролировать своё поведение.

Расскажите, об интересном случае из практики.

Когда слышу подобный вопрос, всегда теряюсь. Каждый случай для меня интересен и уникален по-своему. Чтобы проблема решилась, нужно, чтобы сошлись несколько факторов: готовность и желание родителей изменить свое поведение для помощи ребенку, готовность ребенка к изменениям в семье, возможность привлечение других специалистов, таких как врачи, учителя-логопеды, дефектологи, учителя.

Сейчас я работаю с подростком, имеющим трудности в поведении. Его семья прошла долгий путь от «он не такой, сам виноват» к «ему трудно, мы должны помочь». Эти изменения в видении проблемы дали возможность подростку изменить своё поведение, получить другой опыт отношений в семье и вне её.

С какими проблемами чаще всего обращаются взрослые в центр «Диалог»?

Наш центр оказывает помощь детям и их родителям. Наиболее частыми проблемами, с которыми приходят родители это: нарушения поведения, трудности в обучении, невротические реакции, конфликты со сверстниками.

Может ли человек сам понять, что ему нужна помощь психолога?

В нашей стране еще не сформировалась культура обращения за психологической помощью. До сих пор бытует убеждения, что только психи и слабаки идут к психологу.

К специалисту можно обратиться с достаточно широким спектром проблем от желания самопознания, улучшения качества жизни до  переживания кризисных моментов (утраты, развод) в жизни. Вот примерный список проблем, решить которые может помочь психолог: трудности в управлении эмоциями, трудности в отношениях, наличие тревожных или навязчивых мыслей, проявления депрессии, ощущение социальной изоляции.

Фото из архива Натальи Майбороды

Новости Новочеркасска
Добавить комментарий