Компания «НЭВЗ» в числе первых в регионе включилась в новое
направление — цифровизацию – и сегодня является центром компетенции по
цифровизации на юге России.
Внедрена система мониторинга работы транспорта
На Новочеркасском электровозостроительном заводе в рамках проекта
комплексной цифровой трансформации предприятия в бизнес-процессы
внедрена система мониторинга работы транспорта (СМРТ).
Этот проект стартовал в марте прошлого года и представляет собой
программно-аппаратный комплекс для удаленного мониторинга
передвижения транспортных средств. В сентябре 2020 года проект был
полностью масштабирован на все цеха основного производства НЭВЗа –
оборудованием СМРТ оснащены 215 транспортных средств.
Система позволяет контролировать местонахождение транспортных средств
в режиме онлайн, трек за заданный период, скоростной режим, места,
причину и время стоянок, отклонение от заданных маршрутов, фактический
километраж за смену, количество выполненных задач. Статистика ведётся по
каждому водителю и транспортному средству. Уже за первый год внедрения
проект дал реальный экономический эффект порядка 13 млн рублей. Это
стало возможным благодаря оптимальному использованию транспорта, и как
следствие – привело к сокращению общего километража внутрицеховых
перевозок.
В Ростовской области действуют меры государственной поддержки
предприятий, реализующих инвестиционные проекты, в том числе
направленные на цифровизацию производства. Компаниям доступно
получение субсидий на компенсацию выплат процентов по кредитам, а также
использование налоговых льгот по налогам на прибыль и имущество
организаций.
Наработки НЭВЗа полезны донскому региону
На Новочеркасском электровозостроительном заводе, где успешно внедряют
проект комплексной цифровизации, 28 июля побывал губернатор Василий
Голубев.
Глава региона посетил производственные цеха, ситуационный центр
управления цифровыми решениями, пообщался с работниками предприятия.
В этом году НЭВЗ стал пилотной площадкой по внедрению проекта
комплексной цифровизации. «Цифровой завод НЭВЗ» включает несколько
направлений: производство, технологии и логистику. Новое программное
обеспечение позволяет существенно сократить время реагирования на
внештатные ситуации, увеличив скорость принятия управленческих решений
и эффективность процессов в целом.
В общей сложности сейчас на НЭВЗе внедряется свыше 40 цифровых
инициатив. Цифровая трансформация охватила основное технологическое
оборудование. Так, с помощью цифровых технологий проводится
мониторинг перемещения основных деталей и узлов электровозов. А все
информационные потоки с систем сводятся в современном ситуационном
центре. Активная роботизация технологических процессов повышает
производительность труда, снижает травматизм сотрудников завода.
Как результат – уже по итогам первого полугодия предприятие увеличило
объемы производства более чем на 47%. Только за 1 полугодие 2020 года
завод выпустил 78 локомотивов разной составности. Обеспечить рост
помогло, в том числе, участие предприятия в нацпроекте «Повышение
производительности труда и поддержка занятости», в рамках которого
проводится оптимизация производственных процессов.
Ростовская область последовательно реализует пилотный проект
«Эффективный регион», а также активно участвует в выполнении нацпроекта
по повышению производительности труда, напомнил губернатор. Задачи
нацпроекта масштабны, и в связи с этим наработки НЭВЗа интересны и
полезны региону, уверен Василий Голубев.
— К 2024 году не менее 100 предприятий донского региона должны стать
участниками нацпроекта «Производительность труда и поддержка
занятости». Совокупный объем отгруженных товаров нам предстоит
увеличить к уровню 2017 года в 1,8 раза. Это амбициозная задача, но, судя
по работе наших электровозостроителей, донскому региону она будет по
плечу, — отметил глава региона.
Новому электровозу НЭВЗа дали имя «Атаман»
Первые в России грузовые электровозы 2ЭС5С и 3ЭС5С переменного тока с
отечественным асинхронным тяговым приводом, созданные на
Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ, входит в состав
АО «Трансмашхолдинг»), получили государственное свидетельство на
товарный знак «Атаман».
Электровозы 2ЭС5С и 3ЭС5С планируется эксплуатировать на Транссибе и
БАМе для организации тяжеловесного грузового железнодорожного
движения на востоке России.
Локомотивы созданы в рамках программы импортозамещения, при участии
Фонда развития промышленности и Министерства промышленности и
торговли России. Ключевые компоненты машины, такие как тяговый
преобразователь, вспомогательный привод, тяговые электродвигатели,
тяговый трансформатор и компрессорное оборудование, тележки и
оборудование системы управления заменены на российские, доля российских
компонентов в конструкции локомотива превышает 85%.
Новые локомотивы характеризуются улучшенными по сравнению с
массовыми электровозами эксплуатационными показателями:
производительность возросла в 1,5 раза; стоимость жизненного цикла
электровоза меньше на 18%; снижение затрат электроэнергии на тягу
оценивается в 20%. Увеличились межремонтный пробег и пробег между
экипировками; созданы комфортабельные условия труда для локомотивной
бригады.
Неделя без турникетов
С 2005 года на заводе реализуется большой проект «Город НЭВЗ», цель
которого — информирование молодежи о деятельности ведущего
локомотивостроительного предприятия России и популяризация звания
Человек труда.
В 2015 году завод присоединился к всероссийской акции «Неделя без
турникетов», которая проводится по инициативе Союза машиностроителей
России дважды в год: каждую третью неделю апреля и октября. Она
направлена на
повышение
интереса
к
инженерно-техническим
специальностям, дает представление о том, какую специальность лучше
выбрать, какие знания нужны на производстве и куда пойти учиться, чтобы
быть востребованным в будущем.
По инициативе Ростовского регионального отделения Союза
машиностроителей России нынешняя осенняя акция — с 12 по 18 октября —
прошла дистанционно. НЭВЗ принял в ней активное участие, было
проведено 10 онлайн занятий.
Для 250 школьников и студентов Новочеркасска и Таганрога в режиме
видеоконференции проходили дистанционные просмотры видеофильмов о
НЭВЗе и общение со специалистами предприятия, которые отвечали на
вопросы. Участники акции виртуально знакомились с цехами основного
производства, с процессом создания мощных надёжных локомотивов. Они
увидели современные рабочие места, оснащенные высокотехнологичным
оборудованием. Большим интересом, особенно у студентов факультета
инноватики и организации производства и факультета информационных
технологий и управления ЮрГПУ (НПИ), пользовались материалы,
рассказывающие о реализации большого проекта «Цифровой завод НЭВЗ».