Инновационный и многообещающий нацпроект «Образование» нацелен на развитие творческого потенциала детей по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. Задачи национального проекта РФ «Образование» заключаются во внедрении новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений; в формировании эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Посмотрим, как эту задачу решают новочеркасские политехники.
Лаборатория «Практическая электроника», открывшаяся на факультете информационных технологий и управления ЮРГПУ(НПИ) — это новое, оборудованное по последнему слову техники пространство, где поддержат огонёк технического вдохновения и помогут инженеру-приборостроителю получить практические навыки.
Идея создания такой лаборатории появилась у кандидата технических наук, доцента кафедры «Информационные и измерительные системы и технологии» ФИТУ Михаила Владимировича Ланкина несколько лет назад. Михаил Владимирович с 1983 года работает со студентами на базе разных лабораторий, за эти десятилетия он успел изучить психологические особенности юных политехников. Например, такую: если пригласить студентов вторых-третьих курсов принять участие в работе лаборатории, они в большинстве своём воспримут это приглашение без энтузиазма, но если сделать ставку на первокурсников, то процент желающих попробовать себя в новом деле будет значительно выше. А главное — в глазах вчерашних школьников ещё горит огонь вдохновения! «Нужно «подхватывать» студентов на первом курсе! — уверен Михаил Владимирович, обводя широким жестом стену, увешанную дипломами и грамотами. — Все эти награды — студенческие, заработанные нашими ребятами, которых работа в лаборатории спасла от безделья».
Еще до создания лаборатории «Практическая электроника» Михаил Владимирович приглашал студентов-первокурсников направления «Приборостроение» пройти, как он сам говорит, «курс молодого бойца». Под его руководством ребята учились работать с мультиметром, рассматривали и обмеряли электронные детали, учились распаивать печатные платы и, к окончанию КМБ, выдавали продукт — спаивали какой-то простейший электронный набор.
— В 2019 году при реформировании учебных планов я, к своему счастью, увидел в них учебную дисциплину «Введение в профессию», — вспоминает М.В. Ланкин. — Тогда вместе с заведующим кафедрой Николаем Ивановичем Горбатенко мы задумали такую лабораторию, где бы студенты могли в хорошо оборудованном помещении учиться своему основному делу — пайке. Конечно, информатизация и цифровизация всего — это отлично, но что-то делать своими руками наши студенты не всегда могут, умеют и имеют возможность.
Прошло немного времени, и благая задумка стала реальностью. В лаборатории «Практическая электроника» оборудовано 14 рабочих мест — именно столько позволяет разместить помещение аудитории 308-а ФИТУ. Этого вполне достаточно, если занятия будет проводиться с половиной учебной группы, в том числе есть возможность разместить студентов по двое за одним рабочим местом. Каждое место — это монтажный стол с антистатическим покрытием, на котором размещена паяльная станция и блок питания. Приборную базу лаборатории дополняют несколько цифровых осциллографов и генераторов. В помещении работает мощная вытяжка с тремя малошумными вентиляторами.
— В самом начале нашей работы мы сосредоточимся именно на монтаже, при котором большого количества приборов не требуется, — поясняет Михаил Владимирович. — В дальнейшем планируем расширять сферу деятельности и использовать эту лабораторию при изучении курсов «Электроника», «Технология конструирования приборостроения», «Микропроцессорные устройства», тогда будет расширяться и набор приборов и оборудования.
Изначально лаборатория планировалась как общефакультетская. Дело в том, что на факультете информационных технологий и управления дисциплины «Электроника» и «Микропроцессорная техника» изучаются сразу на нескольких направлениях подготовки. Даже на кафедре прикладной математики есть дисциплина, практические занятия по которой могут проходить в этой лаборатории. А потенциальная возможность пользоваться лабораторией, есть, конечно, у каждой кафедры.
Важно, что на базе новой лаборатории студенты смогут получить дополнительное профессиональное образование по специальности «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры». Ведь профессия приборостроителя многогранна, она, безусловно, основывается на мощной теоретической базе, которую каждый студент-приборостроитель осваивает в течение нескольких лет учёбы в вузе. Но эта же профессия немыслима без практических умений, и здесь к услугам ребят — лаборатория «Практическая электроника»!
И ещё одну важнейшую — профориентационную — задачу призвана решить новенькая лаборатория. Планируется, что кружковые занятия в ней смогут посещать старшеклассники новочеркасских школ, чтобы знакомиться с будущими профессиями. И тогда для этих ребят — потенциальных абитуриентов ЮРГПУ(НПИ) — слова «автоматика», «телемеханика», «приборостроение» обретут конкретные и — что очень важно! — притягательные смыслы.
«Обновление материально-технической базы образовательных организаций способствует значительному повышению качества образования, — отметил заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, — сейчас мы выходим на уровень, когда оснащение образовательных организаций по своим техническим характеристикам превосходит предприятия региона».