ЮФУ: Передовая инженерная школа — новая веха в процессе реформирования инженерного образования

ЮФУ: Передовая инженерная школа — новая веха в процессе реформирования инженерного образования

Фото: сайт СоюзМаш

Уже два года Южный федеральный университет, входящий в СоюзМаш России, является участником федерального проекта «Передовые инженерные школы», реализуя ПИШ «Инженерия киберплатформ». О том, какие разработки сегодня создают в базе Школы, их значении для отрасли, а также кадровых запросах индустриальных партнеров рассказали руководитель ПИШ «Инженерия киберплатформ» ЮФУ Александр Федотов и директор по управлению персоналом ГК «Ростех» Юлия Цветкова.
Чем образование в Передовой инженерной школе принципиально отличается от инженерного образования, которое студенты получают по традиционным инженерным специальностям? 

Передовая инженерная школа — не просто проект для нас, это новая веха в процессе реформирования инженерного образования. Ведь и задачи непростые — воспитать изобретателя и инженера будущего, а значит, не только увидеть то будущее, в котором будут востребованы наши инженеры, но и быть одним из его созидателей, научить быть созидателями и наших инженеров. Эти задачи не решить, не организовав образовательный процесс и систему НИОКР таким образом, чтобы они максимально были встроены в планы наших индустриальных партнеров.

В 2023 году мы проделали большую работу по разработке и внедрению новых стандартов образования для подготовки инженеров. Особенность нового стандарта заключается в создании образовательной инженерной среды с инфраструктурой предприятий-партнеров, а также участии этих предприятий в постановке задач, разработке образовательных программ, включая учебный план и темы проектов и выпускных квалификационных работ. В рамках разработанного стандарта проектирования и реализации программ ПИШ ЮФУ внедрены новые компетенции ОПК ПИШ, позволяющие сформировать набор знаний, навыков, умений и качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач. Формирование этих компетенций у студентов ПИШ позволяет сократить время адаптации на предприятиях при трудоустройстве и эффективно развиваться в профессиональной среде, что очень важно для участников рынка труда. Теперь образовательный процесс выстроен вокруг комплексных мультидисциплинарных научно-технических проектов с фокусировкой на ключевых партнерах школы. Ранее проекты, выполняемые студентами, представляли собой отдельную дисциплину в учебном плане, а задачи по проекту ставились типовым образом и определялись академической средой. После модернизации образовательных программ дисциплины выстроены таким образом, чтобы обеспечить формирование компетенций, требуемых для проекта.

Расскажите о конкретных разработках, которые ведутся сейчас на площадке ПИШ. На каком они этапе и в чём их суть?

На сегодняшний день в ПИШ запущено уже 10 научных проектов, сфокусированных на разработке платформенных решений для робототехнических комплексов. Ключевыми проектами можно назвать следующие:

1) Разработка системы управления робототехнического комплекса для сейсморазведочных работ с использованием группы автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА). В настоящее время завершен первый этап, в рамках которого разработан макетный образец системы группового управления робототехнического комплекса. На 2024 год планируется проведение испытаний созданного макетного образца. Разработка ведется совместно с предприятием ОАО «Рубин».

2) Разработка программно-аппаратных средств повышения автономности борта комплексов с БПЛА. Целью разработки является поэтапное повышение автономности системы управления БПЛА, обеспечивающее их применение без участия оператора, групповое применение и применение совместно с экипажными средствами. В настоящее время разработано программное обеспечение планирования маршрута полета БПЛА, а также демонстратор тренажерно-моделирующего комплекса для отработки форм и способов применения БПЛА и обучения операторов. Проект реализуется по заказу индустриальных партнеров АО «УЗГА» и АО «КТ-беспилотные системы».

3) Разработка технологии инкапсуляции элементов микроэлектромеханических систем на уровне кремниевой пластины. Инкапсуляция элементов необходима для обеспечения контролируемого уровня вакуума в области подвижных частей МЭМС-устройств, что повышает добротность системы и даёт возможность улучшить параметры устройств, например чувствительность или диапазон детектируемых значений. Технология является альтернативой бондингу пластин и позволяет повысить технологичность процесса, увеличить выход годных изделий и снизить себестоимость конечных устройств.

4) Разработка помехоустойчивого канала связи и передачи информации для БПЛА — прикладная задача в рамках проектной деятельности студентов. Своей целью проектная команда поставила создание помехозащищенного радиоканала, позволяющего обеспечивать передачу данных на расстояние до 5 км. Работа включат в себя все этапы разработки от идеи до действующего макета и носит мультидисциплинарный характер. Это студенческая разработка, которая сейчас развивается в рамках акселератора. Потенциально она может заинтересовать производителей мультикоптеров.

Какое значение эти разработки имеют для отрасли и когда будут в неё интегрированы? 

Разработки в области комплексов с БПЛА в настоящее время реализуются в рамках создания средневысотных беспилотных летательных аппаратов, выпуск которых планируется на АО «УЗГА» (г. Екатеринбург) и АО «КТ – Беспилотные Системы» (г. Санкт-Петербург). Серийное производство планируется с 2026 года. Объёмы серии — несколько сотен БПЛА в год при стоимости около 450 млн рублей за один БПЛА. В период с 2024 года стартовала федеральная программа «Беспилотные авиационные системы». Разработки ПИШ будут внедрены в рамках реализации данной программы в период времени до семи лет.

В области робототехнических комплексов с использованием АНПА разработка будет осуществляться этапами: экспериментальный образец роботизированного комплекса из 6–10 АНПА (2025–2026), опытный образец из 200 АНПА (2027–2028) и серийный образец из 1000 АНПА (2029–2030).

Разработка технологии инкапсуляции элементов микроэлектромеханических систем на уровне кремниевой пластины ведется совместно с индустриальным партнером в ПИШ ЮФУ, на базе которого в дальнейшем планируется наладить серийный выпуск инкапсулированных МЭМС-устройств. Перспективу промышленного внедрения технологии можно оценить в 3–5 лет, что позволит решать существующие в настоящее время технические задачи на более высоком качественном инженерном уровне.

В ЮФУ развернута система акселерационных программ, которая помогает превратить студенческий стартап в полноценный бизнес. Расскажите, как она реализуется в вузе. Есть ли уже какие-то успешные примеры? 

Южный федеральный университет реализует как акселераторы для проектов с нуля (SBS по креативным индустриям и ИT и «Южное созвездие БАС»), так и акселератор для действующих проектов («Экспонента PRO»). Каждый акселератор в 2023 году прошли от 400 обучающихся.

Разработанные акселерационные программы, что особенно важно для ПИШ — SBS по креативным индустриям и ИT и «Южное созвездие БАС» (поддержка инновационных решений в области развития экосистемы беспилотной авиации), — бесшовно встроены в образовательный процесс ПИШ ЮФУ, более того — дополняют и максимально прокачивают навыки студентов, помогают нашим начинающим изобретателям и инженерам сделать несколько шагов вперед, чтобы увидеть возможные перспективы в своем техническом решении, новые возможности их реализации.

Система акселерационных программ ЮФУ встроена в общую систему развития предпринимательства и проектной деятельности обучающихся таким образом, чтобы обеспечивать поступательное развитие идей в стартап-проекты, стартапы с юрлицами и далее в бизнес с жизнеспособной и масштабируемой бизнес-моделью. Так, перед акселераторами студенты имеют возможность пройти однодневные тренинги предпринимательских компетенций (более 5000 участников в 2023 году), мастер-классы Предпринимательской точки кипения (более 2000 участников в 2023 году), трехмесячные проектно-образовательные интенсивы SfeduNet (350 участников в 2023 году), а по итогам получают постакселерационное сопровождение (44 проекта в 2022–2023 годах победили в конкурсе ФСИ «Студенческий стартап»), защищают «Стартапы как дипломы» (64 диплома в 2019–2023 годах), а также получают возможности привлечь финансирование через стартап-студию «Южная фабрика стартапов» и по итогам выступлений на инвестиционных сессиях Sfedu Exponent (пять получили поддержку).

Как, по вашему мнению, ПИШ «Инженерия киберплатформ» поможет обеспечить технологический суверенитет страны в области технологических решений?

ПИШ ЮФУ способствует обеспечению технологического суверенитета страны в области технологий автономного и группового управления роботизированными комплексами наземного, воздушного, водного и подводного базирования. Способ обеспечения — опережающая разработка соответствующих технологий мирового уровня.

Расскажите подробнее, как организован учебный процесс в школе?

Важной частью учебного процесса является проектная работа наших студентов. Вокруг проекта выстроен учебный план, направленный на достижение реальных результатов по проектам. Для реализации проектного курса на основании задач партнеров ПИШ руководителями дивизионов сформирован пул проектов. Полученные решения в ходе реализации студенческих проектов позволяют получить результат комплексного мультидисциплинарного проекта партнера. Студенты ПИШ бакалавриата и магистратуры могут самостоятельно выбрать проект и записаться для участия в нем в информационной системе управления проектами. Распределение ролей в проекте также проходит с непосредственным участием обучающихся, что позволяет развить в студентах ПИШ субъектность и одну из самых востребованных работодателем способностей — способность нести ответственность за свой выбор. Наставниками проектов выступают как НПР, так и наставники со стороны предприятий — заказчиков проектов. Результаты проектов представляются на открытой защите на экспертной комиссии, включающей руководителей с предприятий-партнеров.

Помимо освоения основной образовательной программы студенты ПИШ ЮФУ уделяют внимание активностям, не входящим в образовательный процесс, — так через инициативные студенческие научные проекты, стажировки на предприятиях и факультативные дисциплины студенты реализуют свои индивидуальные траектории и возможность получения дробных и дополнительных квалификаций. В 2023 году было поддержано финансирование 14 грантов, представленных студентами ПИШ.

Директор по управлению персоналом ГК «Ростех» Юлия Цветкова акцентировала внимание на возросшей потребности в кадрах на предприятии и рассказала о том, как может помочь ПИШ ЮФУ в решении этого вопроса.

Существует ли кадровая проблема на предприятии?

С учетом возросшей производственной нагрузки и расширения мощностей в рамках выполнения гособоронзаказа предприятия госкорпорации «Ростех» активно набирают новых сотрудников. Только за 2022 год приняты на работу дополнительно свыше 30 тысяч человек. Потребность на 2023 год составляла 45 тысяч, в том числе в рамках ГОЗ порядка 40 тысяч. Однако критическая потребность по дефицитным рабочим и инженерным специальностям сохраняется, в том числе и в рамках выполнения стратегической задачи — обеспечения технологического суверенитета страны и создания условий для дальнейшего опережающего научно-технического развития на горизонте 2030–2055 годов. Одним из ключевых решений данной задачи является повышение качества и производительности инженерного труда. Госкорпорация и ее организации делают ставку на подготовку высококвалифицированных инженеров нового поколения с более высоким уровнем знаний и сквозных технологий.

В инженерных специальностях высок спрос на специалистов в сфере системного инжиниринга, обладающих знаниями и умениями в области аддитивных и роботизированных технологий, БПЛА, технологий радиоэлектронного бортового оборудования и математического моделирования, сквозных цифровых технологий, композитных и новых материалов, авионики. На предприятиях радиоэлектронного комплекса (РЭК) требуются ИТ-специалисты, способные не только написать качественную программу, но и обеспечить её работу на отечественном железе, со знаниями и умениями на пересечении робототехники, приборостроения, 3D-моделирования, ИТ-архитектуры, создания и эксплуатации автоматизированных стендов, ИТ-безопасности.

Корпорация и ее организации заинтересованы в привлечении и подготовке комплексных инженеров, способных проектировать весь жизненный цикл наших изделий под заданную стоимость. Высока потребность в инженерах-интеграторах, понимающих и умеющих от исследования продвинуться к разработке необходимых технологий и их запуску в серийное производство. Данные специалисты особенно ценны, если они умеют работать в командах и обладают управленческими компетенциями. Кроме того, высока потребность в инженерах-технологах. Таких специалистов не хватает всем организациям корпорации, независимо от профиля их деятельности.

Одним из инструментов решения кадровых задач и подготовки высококвалифицированных инженеров современного формата, в том числе ИТ-специалистов (до 2026 года корпорации требуется более пяти тысяч ИТ-специалистов), является программа «Код Ростеха», которая запущена корпорацией в 2023 году на базе ключевых вузов-партнеров — РТУ МИРЭА и Южного федерального университета.

Сегодня пилот программы «Код Ростеха» (набор 2023 года) реализуется для двух крупнейших холдинговых компаний — АО «ОПК» и АО «НПО «Высокоточные комплексы» по трём приоритетным направлениям подготовки (информатика и вычислительная техника, информационная безопасность телекоммуникационных систем, электроника и наноэлектроника).

Основными принципами программы являются отбор абитуриентов на этапе включения в программу с учетом критериев, определенных корпорацией (усиленная программа обучения, сформированная совместно с будущими работодателями с учетом требований к специалистам по направлениям проектов, углубленный английский язык, цифровые компетенции в привязке к производственным задачам, современным технологиям и системам), трудоустройство с первого курса, практико-ориентированный подход, в том числе на базе оборудования предприятий корпорации, социальный пакет, установленный работодателем для всех студентов с первого курса, включая общежитие, оплаченный интернет.

В программе важно создание возможностей практической подготовки, изменения учебных планов, планирование раннего трудоустройства студентов уже в процессе обучения, а не после его окончания.

Может ли изменить ситуацию Передовая инженерная школа ЮФУ?

Госкорпорация «Ростех» и ее организации участвуют в федеральном проекте ПИШ с момента его создания. В 2024 году госкорпорация «Ростех» вдвое увеличит объём софинансирования передовых инженерных школ, реализующих научно-технические и образовательные проекты в области авиа- и двигателестроения, ИТ и электроники, машиностроения и автопрома в интересах корпорации. Более 1 млрд рублей будет инвестировано в НИОКР, а также в подготовку и повышение квалификации специалистов стратегических отраслей отечественной промышленности. В частности, партнерами ПИШ ЮФУ стали такие организации корпорации, как АО «КРЭТ», АО «ОПК».

Наряду с выполнением конкретных НИОКР в части «Инженерии киберплатформ» (системы группового управления РТК, системы связи и телекоммуникаций РТК, электронная элементная база, искусственный интеллект), мы ожидаем, что выпускники ПИШ будут обладать фундаментальным и политехническим инженерным образованием и навыками исследований в сфере фундаментальных наук, что позволяет управлять более высоким уровнем неопределенности, технологий и разработок. Мы ожидаем, что выпускники ПИШ будут способны формировать и обеспечивать функционирование инженерной команды (управленец) и будут иметь предпринимательские компетенции, что позволит улучшить ситуацию на рынке высококвалифицированных инженерных кадров. Передовая инженерная школа ЮФУ может стать площадкой для обучения лучших студентов, из которых вырастут современные высококвалифицированные инженеры.

Концепция ПИШ предполагает непрерывные стажировки студентов на предприятиях — партнерах вуза. Расскажите, как организована практика для студентов у вас?

Студенты ЮФУ — участники проектов организаций корпорации в рамках федерального проекта ПИШ — стажируются непосредственно на предприятиях, участвуя в работе разных подразделений. Так они могут сделать более осознанный выбор области своих профессиональных интересов. В 2023 году только в АО «ВНИИ «Градиент» (АО «КРЭТ») прошли практику 89 студентов. При этом студенты старших курсов во время практики принимают участие в реальных проектах предприятия под руководством опытных наставников. Роль наставника заключается не только в образовательной, но и в воспитательной функции. Мы считаем, что дополнительно к глубоким научно-техническим знаниям и навыкам, широкому интеллекту инженер нового поколения должен обладать волей к достижению результата, государственным мышлением и высокими нравственными качествами.

Стажировки для профессорско-преподавательского состава ЮФУ на предприятиях корпорации нужны не меньше, чем для студентов. Так проходит сетевое повышение квалификации.

Участвуют ли сотрудники предприятия в разработке образовательной программы ПИШ «Инженерия киберплатформ»? Если участвуют, что учитывается при составлении программы?

В 2023 году при участии АО «КРЭТ» непосредственно АО «ВНИИ «Градиент» была разработана программа дополнительного образования в рамках ПИШ ЮФУ. Эксперты организаций корпорации проводят экспертную оценку разработанных образовательных программ в рамках ПИШ по направлениям подготовки в соответствии с требованиями работодателей к уровню подготовки специалистов.

В рамках Передовой инженерной школы мы реформируем систему образования с прикладной практико-ориентированной позиции, усиливая критически важные инженерные компетенции, в том числе междисциплинарные, с учетом прогнозов технологического развития.

 

 

Автор поста: Федор Стрелянов


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому