История Новочеркасска славна не только своими казачьими традициями, хотя звание столицы казачества является одной из важнейших особенностей нашего города. Исторически также сложилась роль Новочеркасска как центра промышленности, науки и образования. Поэтому, говоря об его истории, нельзя обойти вниманием историю крупных промышленных предприятий нашего города, во многом определивших его современное лицо. Их в Новочеркасске было много. Одни успешно продолжают свою работу, другие были вынуждены закрыться в период экономических трудностей. Но на всех работали многочисленные жители Новочеркасска, все служили поводом для их законной гордости своим городом.
В ряду определяющих жизнь города предприятий особняком стоит такой гигант, как Новочеркасский электровозостроительный завод (ныне ООО «ПК «НЭВЗ»). Сегодня очень трудно представить себе жизнь нашего города без этого крупнейшего промышленного предприятия, где трудятся тысячи горожан.
История Новочеркасского электровозостроительного завода (ранее — завод имени С. М. Будённого и Новочеркасский паровозостроительный завод) берёт начало с 8 февраля 1932 года, когда советское правительство утвердило место постройки будущего завода. Место было выбрано вблизи хутора Яново в 10 км от города Новочеркасска Ростовской области. На месте строительства была установлена арка с надписью «Паровозострой». Строительство завода стало одной из крупнейших промышленных строек страны. С 1932 по 1936 г. были построены основные цеха завода — инструментальный, модельный, литейный, кузнечный.
Официальной датой основания НЭВЗа считается 27 апреля 1936 года – день, когда был выпущен первый локомотив — узкоколейный паровоз 0-4-0 серии 159. В 1936-37 годах был налажен выпуск линейки продукции — узкоколейных паровозов серии 159, экскаваторов на гусеничном ходу для торфоразработок и т.д. Велись работы по подготовке к выпуску гусеничных грейдеров и магистральных паровозов для МПС. Но в начале 1938 г. Новочеркасский паровозостроительный завод (НПЗ) был передан наркомату вооружений и к концу года был переориентирован на производство зенитных установок, пушек и миномётов. Во время Великой Отечественной войны основная часть оборудования и большое число рабочих и инженерно-технического персонала были эвакуированы в г. Воткинск на Урале, где продолжалось изготовление продукции военного назначения. После освобождения Новочеркасска от оккупации началось восстановление завода, почти полностью разрушенного гитлеровцами. Постепенно налаживалось производство, монтировалось оборудование, возвращались специалисты.
В ноябре 1945 г. было принято решение о перепрофилировании завода в электровозостроительный. Именно с этого времени название «НЭВЗ» стало известным на железных дорогах страны. Завод был определён в качестве основного для обеспечения локомотивами электрифицируемых линий железных дорог. Первый шестиосный электровоз постоянного тока серии ВЛ22М массой 132 т и мощностью 2400 кВт был выпущен 30 апреля 1947 г. Машины этой серии (их было построено более 1500 ед.) находились в эксплуатации на магистральных линиях вплоть до 1990 х годов. Техническим проектом развития завода предусматривалось доведение его производственных мощностей до 300 локомотивов в год (этот показатель был превышен в 1958 г.). Уже в 1950 г. с завода вышли более 100 электровозов. Однако электровозы ВЛ22М уже не соответствовали требованиям. К этому времени выявилась необходимость в локомотивах с более высокими тяговыми свойствами, в первую очередь для вождения тяжёлых грузовых поездов на линиях со сложным профилем. В связи с этим на НЭВЗе приступили к созданию новых электровозов, полностью собственной разработки. В апреле 1953 г. был изготовлен опытный образец восьмиосного двухсекционного электровоза постоянного тока серии Н8. Этот электровоз имел в 1,4 раза тяжелее и в 1,75 раза мощнее, чем его предшественник. После испытаний и доводочных работ серийный выпуск новых электровозов, получивших обозначение ВЛ8, был начат в марте 1956 г. В том же году завод приступил к постройке шестиосных электровозов постоянного тока серии ВЛ23 массой 138 т и мощностью 3150 кВт. Электровозы ВЛ23 эксплуатировались там, где использование более мощных ВЛ8 было нерациональным.
Новая страница в истории НЭВЗа открылась после принятия в 1956 г. Генерального плана электрификации железных дорог на 1956–1971 гг. В этом плане, в частности, предусматривалось преимущественное внедрение электрической тяги переменного тока 25 кВ, 50 Гц. Для реализации плана требовались электровозы переменного тока, и заводу были поручены их разработка и производство. В целях повышения научно-технического уровня выпускаемых локомотивов в 1958 г. в Новочеркасске организовали научно-исследовательский институт электровозостроения, ныне — ОАО «ВЭлНИИ». Здесь сосредоточились работы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и испытаниям, связанным с освоением новой продукции. Первый опытный шестиосный электровоз переменного тока серии НО был выпущен в 1954 г. Полученный при его создании опыт использовали при разработке электровозов следующих серий. Таким образом, в 1959 г. было начато серийное производство шестиосных электровозов серии ВЛ60, а в 1961 г. — двухсекционных восьмиосных серии ВЛ80. Локомотивы разных модификаций этой серии и в настоящее время выполняют большую часть перевозочной работы на железных дорогах страны, электрифицированных на переменном токе. Всего до 1994 г. было построено около 5000 таких электровозов. К числу локомотивов, созданных в ХХ веке, относится также двухсекционный 12 осный электровоз серии ВЛ85, долгое время остававшийся самым мощным в мире. Этот электровоз рассчитан на работу в суровых климатических условиях. Все 270 единиц были направлены на Восточно-Сибирскую и Красноярскую железные дороги. Несмотря на тяжелые экономические условия конца 1980 — начала 1990 х годов, завод продолжил разработку новых локомотивов. В 1994 г. был создан первый отечественный шестиосный пассажирский электровоз переменного тока серии ВЛ65 мощностью 5010 кВт. Позднее завод освоил выпуск похожих по конструкции и характеристикам пассажирских электровозов серии ЭП1. Важным для завода событием стала постройка в конце 1990—начале 2000 х годов совместно с компанией Adtranz (впоследствии вошедшей в состав компании Bombardier Transportation) небольшой партии двухсистемных шестиосных пассажирских электровозов серии ЭП10 мощностью 7200 кВт. Эти электровозы, эксплуатируемые ныне на ряде направлений Московского железнодорожного узла, — первые в России с асинхронным тяговым приводом и автоматизированной системой управления тягой и торможением. Всего для железных дорог СССР и России НЭВЗ выпустил более 15 тыс. электровозов. Помимо этого, завод выполнял капитальный ремонт электроподвижного состава с продлением срока службы. В настоящее время завод также производит для предприятий различных отраслей промышленные электровозы и тяговые агрегаты. Благодаря оптимальному соотношению цена/качество электровозы производства НЭВЗа нашли признание на международных рынках и широко поставлялись на экспорт.
Процесс технического перевооружения после многолетнего перерыва начался на НЭВЗе в 2004 г. Он включает комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовых технологий с заменой устаревшего оборудования по всему производственному циклу — от изготовления деталей, узлов и агрегатов до сборки локомотивов.
Можно сказать, что три четверти века истории Новочеркасского электровозостроительного завода вместили многое — трудное начало, постепенное развитие, разрушения военных и восстановление послевоенных лет и, наконец, выход на передовые позиции в отечественном локомотивостроении. Завод прошел путь от заимствования чужих технических решений до создания и выпуска больших партий локомотивов собственной разработки. Накоплен большой опыт сотрудничества с российскими (в составе ЗАО «Трансмашхолдинг») и ведущими мировыми компаниями— изготовителями подвижного состава. К сегодняшнему дню завод подошел, имея очень хорошие перспективы дальнейшего развития.
Новочеркасские электровозостроители и впредь готовы обеспечивать потребности железных дорог России и других стран в мощных и надежных локомотивах, удовлетворяющих всем требованиям к современному тяговому подвижному составу.
Дмитрий Гагин. Фото: НЭВЗ









