Фамильная коллекция портретов, дорогой фарфор – все это досталось чете Граббе в наследство от отца Софьи Ивановны, Ивана Александровича Всеволожского – директора императорских театров. Вот его портрет, здесь он в костюме боярина XVII века.
Кружевное переплетение судеб родных графини Граббе достойно большого романа. На стенах атаманского дворца буквально живописная история ее прабабушки Марии Ардалионовны Кикиной. Вот она на обложке каталога, в белом ампирном платье. А здесь грустно смотрит из окна, печалясь после смерти дочери.
Возникает резонный вопрос: как все эти хрупкие вещи выдержали такое долгое путешествие во времени? Да просто при отъезде из страны атаману Граббе в суматохе революционных событий не удалось забрать семейный багаж с собой – его отдали на хранение в ломбард. После коллекция Граббе-Всеволожских стала поводом создать в музее художественный отдел. А теперь итогом долгого изучения этого собрания стало издание каталога, из которого можно узнать, например, как в 1822-м Карл Брюллов писал с натуры детский портрет Марии Кикиной, бабушки графини Граббе.
Потом она выйдет замуж на князя Волконского, ее дочь Екатерина станет супругой Ивана Всеволожского, а позже одна из их дочерей, Софья, выйдет замуж за графа Граббе.
Ролик, снятый донским телевидением об истории каталога, можно увидеть по этой ссылке