В начале 1864 года открыла свою историю первая на Дону железная дорога. Она связала город Александровск-Грушевский , — ныне Шахты, Новочеркасск и станцию Берданосовка в Аксае.
В двух верстах от Новочеркасска, у балки Тангаш, пролегла стальная магистраль, действующая и поныне. Она фактически стала первой «экспортной трубой» российского донбасского угля на Запад.
По железным путям, связавшим Александровск-Грушевский с Берданосовкой, начали свой путь вагоны с высококачественным донецким углем, который перегружался на баржи и отправлялся в Европу.
Для дороги на бельгийском заводе «Эдвард» были построены 4 паровоза. Помимо нумерации паровозы получили символичные и красивые названия – «Казак», «Ермак», «Атаман» и «Грушевский».
В год открытия дорога имела 161 грузовой вагон, 8 зимних пассажирских и 6 летних пассажирских вагонов.
Протяженность ветки от Грушевки, через Максимовку, — ныне Каменоломни, и Новочеркасск до аксайской Берданосовки составила 66 верст, или 70 километров.