Особенным детям – особенный подход

Федеральный стандарт для обучения детей с особенностями здоровья в
России начала действовать в 2016 году. В том же году все школы приступили
к работе по стандарту. Спустя три года школа №10 стала первой и пока
единственной в Новочеркасске, где есть все специалисты комплексного
сопровождения. Это логопед, психолог, дефектолог и, что совсем редкость —
учитель адаптивной физкультуры.

Общество


Участие в областной инновационной открытой площадке под названием
«Школа равных» помогло наладить сотрудничество с региональным ресурсным
центром и партнёрство с Домом творчества посёлка Донского. Совместно они
реализуют интересные программы дополнительного образования для детей с
особенностями развития. На сегодня такой вид обучения организован для 16
юных жителей Донского.
Как отмечает замдиректора по учебно-воспитательной работе школы №10
Наталья Иванова, у каждого из этих деток – своя образовательная программа:

У нас есть и слабовидящие, и с задержкой психического развития, и
аутисты, и с детским церебральным параличом. Есть три ребенка, которые
занимаются по специальной индивидуальной программе — не обучения, а
развития. Это сложная программа, которую создаёт коллектив
специалистов. В этом нашей школе очень помогают региональный
ресурсный центр и кафедра ДГТУ. Это практически научная работа!

У каждого ребенка — свои особенности. Например, у аутистов часто нет
способности бегло говорить и понимать выражение чужих лиц. А ещё для
таких деток очень важно, чтобы всё проходило по понятному сценарию, а
каждая вещь обязательно находилась на своём месте. Карточка сместилась на
какой-то сантиметр в сторону – и всё, ученик не сможет сконцентрироваться на
задании, пока не вернёт её на законное место. Педагогу важно понимать эти
тонкости и терпеливо возвращать воспитанника к выполнению задания.


Длительность занятия зависит от состояния ребенка и составляет от 20 до 40
минут. С некоторыми — занимаются дома, но большинство приходят в школу.


Педагоги гордятся успехами своих подопечных. А результаты серьёзные: например, Амина начала ходить, а год назад перемещалась только в
инвалидной коляске. Вадим научился писать, читать и считать, теперь учится
общаться с окружающим миром, что для него очень важно.
Ребенок с особенностями развития не знает, чего ждать от этого мира, а
окружающие зачастую не предполагают, чего ждать от него.

Подросток с
аутизмом – немножко инопланетянин: может заплакать навзрыд от резкого
звука, упасть в обморок при виде толпы или устроить истерику от
прикосновения шерстяной ткани. Поэтому так важно для обучения создать
комфортную обстановку и подобрать грамотных учителей.


Дефектолог школы №10 Светлана Мацко считает, что наилучший результат
даёт совместная работа группы специалистов и родителей:

Занятия в школе без закрепления дома будут не так эффективны. Да и
родители самостоятельно вряд ли сумеют добиться такого же успеха. Во-
первых, они не знают многих методик, во-вторых, заняты. А главное — они
жалеют своё чадо. А ребёнок, чувствуя жалость, не будет выполнять
задания, будет манипулировать взрослыми во вред себе. Поэтому
специалист, терпеливый и спокойный, но требовательный, может помочь
сдвинуть процесс обучения с мёртвой точки.

Задача специалистов — научить тому, что необходимо знать об этом мире,
который зачастую не приспособлен для детей и взрослых с особенностями
здоровья. Важно помнить: чтобы быть счастливым, не обязательно быть таким
же, как и все.


Анастасия Небежко

Новости Новочеркасска
Добавить комментарий