События последних месяцев стали для всех нас серьёзным испытанием. Люди почувствовали себя совершенно беззащитными перед крошечным вирусом. При этом многие утратили очень важное чувство – безопасности. Безопасность – это очень ёмкое понятие, хотя в повседневной жизни мы о его значении особо не задумываемся. Как-то сразу приходит в голову предмет школьной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», который учит, как вести себя, например, в условиях чрезвычайных ситуаций. Гораздо сложнее, когда чрезвычайная ситуация превращается в постоянную проблему, с которой нужно так же постоянно бороться, как за право дышать чистым воздухом. А хочется просто жить в безопасной и комфортной среде, на которую мы имеем право по закону. Эту тему мы решили обсудить с нашим экспертом, старшим советником юстиции, долгие годы занимавшим пост прокурора нашего города Александром Косиновым.
— Александр Алексеевич, за последние несколько лет Новочеркасск успел заработать славу одного из самых грязных городов Ростовской области и даже вошёл в число 15 самых грязных городов России. Мы на страницах нашей газеты регулярно возвращаемся к этой теме, обсуждаем причины, ищем пути решения накопившихся проблем. Но пока ситуация кардинально не меняется. Мы по-прежнему в рейтинге самых худших.
— Проблема плохой экологии Новочеркасска не снимается с повестки дня уже не один десяток лет. Думаю, многие ещё помнят, как в начале 90-х годов в городе проводились серьёзные исследования – проверялось как состояние окружающей среды, и в первую очередь воздуха, влияет на здоровье горожан. Эксперты тогда просчитали, сколько килограммов вредных веществ выбрасывается в атмосферу города, сколько это приходится в расчете на каждого жителя. Анализировался химический состав воздуха, в котором обнаружилось почти полторы сотни различных химических веществ — многие с превышением допустимых норм. Анализ данных по заболеваемости показал тогда большой процент по таким болезням, как бронхиальная астма, эндокринология и онкология.
— Статистика по заболеваемости за последние годы свидетельствует, что по некоторым показателям ситуация только ухудшается. По данным министерства здравоохранения Ростовской области Новочеркасск — на первом месте по количеству запущенных случаев злокачественных новообразований.
— Причин этому может быть несколько, в том числе и связанных с нехваткой профильных специалистов в городе. Но настораживает тот факт, что среди условий, которые способствуют росту количества больных с онкологией, специалисты областного Минздрава указывают наличие предприятий, производящих вредные выбросы. В Новочеркасске крупных предприятий, которые оказывают воздействие на экологию, несколько. Это, прежде всего, Новочеркасская ГРЭС, Новочеркасский электродный завод и НЭВЗ. Причём с НЭВЗом ситуация особая, потому что он как раз находится в черте города. Но сваливать всю ответственность только на эти предприятия тоже нельзя. По разным оценкам больше половины загрязнений в воздухе – от выхлопных газов автомобилей.
— Но мы же не можем закрывать предприятия или коллективно отказываться от автомобилей?
— Нет, конечно. Ни закрывать предприятия, ни отказываться от личного транспорта никто не будет. Вопрос в другом: как нивелировать тот вред, который токсичные выбросы наносят атмосферному воздуху. При этом не убить экономику, но в то же время защитить граждан от вредного воздействия, чтобы они могли чувствовать себя в безопасности. Перефразируя известное выражение – всё уже продумано до нас. Хочу напомнить, что никто не отменял разработанные ещё в годы СССР специальные нормы и правила или просто СНиП (строительные нормы и правила – примечания редакции). Они до сих пор регулируют правила застройки городов и правила их озеленения. По СНиПам можно рассчитать, сколько квадратных метров зеленых насаждений должно быть высажено в расчёте на одного человека, сколько требуется парков. В СНиПах чётко прописано требование создавать защитные буферные зоны рядом с предприятиями, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
— То есть вы хотите сказать, что проблему можно решить с помощью озеленения города? Но по статистике в городе 1200 гектаров зеленых насаждений, в том числе 260 гектаров парковых зон – зелёные насаждения есть, а город всё равно попадает в число самых грязных.
— Давайте для начала просто подсчитаем процентное соотношение общей площади города и его зелёных насаждений. Площадь Новочеркасска составляет 12673 гектара. Площадь зелёных насаждений, как вы сказали, – 1200 гектаров. То есть это чуть меньше 10 процентов от территории, которую занимает город. Открываем СНиП 2.07.01-89, который регламентирует проектирование ландшафтно-рекреационных территорий, проще говоря, зелёных зон. В первом же пункте соответствующего раздела читаем, что удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов должен быть не менее 40 процентов. Несложно подсчитать, что сейчас Новочеркасску нужно в четыре раза больше зелёных насаждений, чем есть в наличии, грубо – 4800 гектаров. А если добавить к этому требование обустройства санитарно-защитных зон, которые предъявляются таким городам, как наш, с высокой концентрацией промышленных предприятий, производящих выбросы, то количество зелёных насаждений нужно увеличить минимум на 15%.
— То есть городу просто не хватает зелёных зон и парков?
— Городу очень не хватает зеленых зон. Упрощать вопрос чистоты воздуха, конечно, не стоит. Профильные ведомства разрабатывают для предприятий новые требования по снижению выбросов в атмосферу. Законодательство по регулированию выбросов становится всё более жестким. Но то, что Новочеркасску не хватает зелёных зон, – это бесспорно. Хочу ещё добавить о парках. На самом деле даже странно говорить о парках во множественном числе. Их ничтожно мало, можно пересчитать по пальцам. У нас есть Александровский сад, но его площадь не компенсирует потребности города, а также есть парк развлечений «Казачок», и обновленный парк на улице Мацоты. Замечательно, что есть планы по благоустройству еще одного парка в Соцгороде, его включили в программу Безопасная и комфортная среда и выделили из бюджета более 120 млн рублей. Но если отталкиваться от правил, то нужно учитывать и время, за которое посетители парка до него добираются пешком. По нормативам, это время должно быть не более 20 минут. То есть городские парки должны находиться для горожан в шаговой доступности – и это задачи, которые должен решать муниципалитет. И потом, мы сейчас говорим не о парках развлечений, где стоят аттракционы, хотя это, безусловно, важная часть городской среды. Мы говорим об экологии и чистом воздухе, которые находятся в прямой зависимости от количества зеленых зон. В городе несложно найти заброшенные пустыри и отдать их, например, не под очередной магазин или стихийную парковку, а под обустройство зелёной зоны. И для этого не нужно выделять десятки миллионов рублей.
— Кстати, мы часто получаем от наших читателей письма об уничтожении деревьев, на месте которых чаще всего появляются новые объекты торговли. Осенью мы получили огромное количество жалоб, когда вырубалась лесополоса на Сарматской. Возмущались люди и когда ликвидировали деревья в парке НЭВЗа.
— Конечно, людей понять можно. Каждая вырубка – это разрушение окружающей среды, в которой человек существует. И, опять-таки, возвращаясь к проблемам безопасности, для жителей Сарматской те деревья, которые вырубались, были единственной защитой от дорожной пыли и шума. Но здесь есть ещё один важный момент – в вопросах озеленения, и особенно вырубки взрослых деревьев, нет прозрачности. Кто оценивает здоровое дерево или сухое? Если в администрации только один специалист по озеленению, то кто ещё входит в комиссию, которая определяет судьбу деревьев? Какую они имеет квалификацию? На эти вопросы лично у меня сейчас нет ответов. Хотя что касается озеленения города и проблемных деревьев, то моё мнение — нужно привлекать специалистов высокой квалификации. Тем более, что в Новочеркасске сохранился большой научный потенциал, например, учёные НИМИ.
— Людей, кстати, возмущает не только сама вырубка, но и как ведется впоследствии высадка молодых деревьев. Жители видят, как деревца массово погибают, а новые на их место не высаживаются. Получается, что город лишился значительной части своего зелёного щита. Но при этом до конца непонятно, будет ли восполнена эта потеря.
– Сейчас очень много вопросов в том числе по поводу вырубленной лесополосы на выезде в сторону Ростова. Там планируется строительство дороги. В общей сложности там вырубили 29 тысяч деревьев! Вдумайтесь в эту цифру. Это была целая роща, это тоже были легкие нашего города. Безусловно, любая вырубка деревьев должна сопровождаться компенсационными высадками. Если давалось разрешение на вырубку, то и брались обязательства компенсировать ущерб, нанесенный экологии города. Другой вопрос, что вырубили быстро, а расти те самые компенсированные деревья будут не одно десятилетие.
— А имели право вырубить столько зелени сразу?
— Это муниципальная земля, и муниципалитет имел право дать такое разрешение, но с условием компенсационных посадок новых деревьев. Компания, которая вырубила этот зелёный массив, должна в течение двух лет высадить не менее 35 тысяч новых саженцев. Здесь самая большая сложность состоит в том, как проконтролировать выполнение этих обязательств. Это прямая обязанность городской администрации, у которой, как мы помним, по штатному расписанию есть только один сотрудник, который отвечает за озеленение. А вопросов очень много. Где эти деревья высадить, как пересчитать, чтобы проверить, сколько погибло — и компенсировать погибшие. Процесс очень трудоёмкий и очень непрозрачный. Он требует контроля, в том числе общественного, потому что сохранение и восстановление зелёных зон в городе – это воздух, которым мы дышим, и, в конечном счетё, наша общая безопасность.
— Ну, что ж, мы сегодня обсудили только одну, но очень важную тему, которая касается экологии города и в целом безопасности жизни людей. На самом деле, тема безопасности намного шире, и включает в себя не только вопросы экологии. Но мы, надеюсь, обсудим эти вопросы уже на следующей встрече.