Наступил долгожданный праздник Рождества Христова, и у православных начинаются особые дни, которые наши предки именовали святыми — зимние Святки.
Рождественские Святки длятся с 7 по 19 января, то есть до праздника Крещения Господня.
В первые столетия христианства Церковь отмечала Рождество и Крещение в один день. Но в IV веке два праздника были разделены и между ними установился особый 12-дневный праздничный период. Именно он и получил название Святки.
У казаков Святки считались самыми радостными, веселыми днями в году. Они отличались от других праздников разнообразием красивых и интересных обычаев, примет, игр и развлечений.
К Святочной неделе на Дону готовились тщательно. Хозяйка должна была мыть дом, белить стены, стирать и крахмалить занавески и скатерти.
Обязательным украшением в доме была ёлка, символизирующая обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Кроме всего прочего, казаки веселились от души, играли в разные игры, пели песни и частушки.
Канун Нового Года, — нашего Старого Нового Года, считался «щедрым вечером». В него делали вареники с творогом или картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников.
Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькой, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.
Обычай «щедровать» по сей день сохранился во многих донских станицах. И сегодня на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски.
В святочные дни среди станичников было принято ходить друг к другу в гости. Семейные пары, собираясь в компании, ходили к кумовьям на праздничные посиделки, на которые приносили с собой угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки и арбузы.
Вино на стол всегда ставили только хозяева. Каждый вечер святочных посиделок развивался по определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами…
И, конечно, Святки невозможно представить без гаданий. На Дону они были самыми разнообразными.
Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда разномастную шерсть – и черную, и белую, и рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная – жених будет чернявый, белая – блондин, и т.д.
Выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка, если кол в коре – то муж будет богатый, а если голый – бедняк.
Утром на Старый Новый год казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен, бегали по куреням «посовать». Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:
Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю!
Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую должницу,
В поле стогами, у вас закромами.
Где бык копытом, там пшеница кустом,
Где бык рогом, там пшеница стогом.
Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.
С Новым годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!
Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня или Богоявлением.
По материалам сайта «Автор Дона»
Фото: tipanteleeva.ru
Новости по теме:
Рождество Христово в Новочеркасске отметили Атаманской елкой для юных казачат
Кто в Ростовской области отвечает за мобилизацию? Что будет с новочеркасским трамваем? Куда делся ковид?
Будьте в курсе новостей Новочеркасска, Ростовской области и страны. Подписывайтесь на ТГ-канал «Новочеркасские ведомости»!