Сержант Победы – легендарный главный инженер НЭВЗа

В нашем уникальном и по своей архитектуре, и по своей истории, и по своему укладу Новочеркасске — городе студентов, военных, городе высокой культуры, науки, промышленности, городе казачества Дона и зарубежья есть немало имен людей, внесших неоценимый вклад, сделавших наш город интересным и современным. В их ряду и имя замечательного новочеркасца — Сергея Николаевича Елкина.

НОВОСТИ НОВОЧЕРКАССКА

Родился Сергей 28 февраля 1922 года в г.Шахты. Отец — горный инженер, окончивший новочеркасский индустриальный институт. Мать — учительница в системе Ликбез (ликвидация безграмотности). В роду Сергея были потомки донского казачества – горожане высокообразованные специалисты, профессионалы своего дела, беззаветно любящие свой Донской край и свою Родину. Родители наградили Сергея замечательными качествами: добрым нравом, дружелюбным любознательным характером. Сергей рос в заботе и любви, ему с раннего детства прививали любовь к Родине, уважение старших, ответственности за поступок, глубокому уважению, дружбе и преданности. Но случилась беда, в семью пришло непоправимое горе. Отец Сергея погиб, когда ему не было еще и шести лет. Оставаться в Шахтах после такой трагедии мать Сергея не смогла и перевезла сына вместе с бабушкой в Новочеркасск. Жили скромно, на зарплату учительницы. Они научили его писать, привили ему любовь к чтению, которая осталась с ним на всю жизнь. Научили ценить дружбу уважать старших, любить. Не осталась без влияния и дружба с соседскими мальчишками – жителями окраины города, которые умели дружить и постоять за себя и за друга. Время шло. Сергей рос. Поступил и окончил школу № 3 (бывшую донскую гимназию). Школа не только учила, но и воспитывала своих питомцев, окружая их вниманием, заботой, любовью, даря им тепло и свет. И эти заповеди Сергей пронес через всю свою жизнь. Жизнь продолжалась. Сергей поступил на энергетический факультет новочеркасского индустриального института и этот выбор определил всю его жизнь. Сергей отлично учился, активно принимал участие во всех студенческих мероприятиях, уже закончил второй курс, когда началась война. И Сергей, успешный студент, воспитанный в любви к своей Родине, окончив второй курс в сентябре 1941 года, добровольцем ушел на фронт. Воевал сначала в артиллерии, а затем в танковых войсках в разведке сержантом, помкомвзвода. Разведка требует от человека мужества, терпения, выносливости, умения быстро оценить ситуацию, находить единственно правильное решение. Эти качества и в дальнейшей жизни Елкина были ему присущи. Всю войну, до последнего дня прослужил в разведке. Сергей был неоднократно ранен. За боевые заслуги удостоен многих наград, но главной считал солдатский Орден Славы. Провожая Елкина в демобилизацию в конце 1945 года, командир назвал его сержантом Победы и пожелал ему победы во всех его делах, пожелал сохранить свои боевые качества, также жить и работать как воевал. Этому напутствию своего боевого командира Сергей оставался верным свою жизнь. Война закончилась, Сергей Елкин вернулся в свой родной институт на свой факультет, который успешно окончил в 1948 году. Сомнений выбора места работы у Сергея не было. Это был новочеркасский электровозостроительный завод. Во время учебных, затем и преддипломной практик, а также участия в восстановлении завода после военных разрух Сергей хорошо узнал и полюбил единственный в стране электровозостроительный завод, которому и отдал свою душу.

Елкин пришел работать мастером. Вскоре стал заместителем начальника цеха. Умного, грамотного инициативного инженера с большим опытом фронтовой жизни быстро заметили, Его знания, умение принимать правильные решения в сложной обстановке сделали Сергея Елкина не только грамотным специалистом, но и умелым толковым руководителем. Рабочая карьера быстро росла. Он изучал много специальной литературы в области машиностроения не только своей страны, но и зарубежных фирм локомотивостроения. Это помогало ему в совершенствовании знаний изготовления электровозов. За несколько лет он прошел ступени роста от мастера до начальника производства. Руководство завода видело в Елкине не только грамотного инженера, но и перспективного руководителя. Сергея никогда не удовлетворяло достигнутое. Он хотел знать больше и идти дальше. В 1954 году Сергея Елкина направили на обучение в московскую энергетическую Академию, в которой он отлично учился и успешно окончил. Руководство Академии высоко оценило опыт и знания перспективного Елкина и, вручая диплом, предложили ему в числе других и должность руководителя крупного предприятия в г. Рига завода ВЭФ. Но, ни минуты не сомневаясь, Сергей вернулся на свой родной НЭВЗ. Пройдя стажировку на родном предприятии С.Н. Елкин в 1957 году был назначен главным инженером завода.

Под руководством главного инженера Бориса Николаевича Курочкина завод в 1956 году выпустил крупную партию промышленных электровозов для Северной Кореи 216 элктровозов в т.ч 11 Н-8, 39 ВЛ-61. В этом же году был изготовлен тысячный электровоз. И это позволило стране прекратить выпуск паровозов.

В 1957 году, в связи с уходом П.И. Аброскина с поста директора НЭВЗа на должность Председателя Ростовского совнархоза – директором завода был назначен Б.Н. Курочкин. Борис Николаевич имел прогрессивное мышление, был добросовестным и трудолюбивым, в совершенстве знал свой завод и весь цикл производства электровозов и лишь излишняя горячность была его единственным недостатком, который и сыграл в его судьбе трагическую роль. В связи с прекращением выпуска паровозов на НЭВЗ легла огромная задача обеспечить железные дороги страны мощными современными электровозами. Вновь назначенный главный инженер Елкин уже был опытным, грамотным специалистом. Он обладал знаниями в области промышленной экономики. 1957 год для завода был знаковым и в социальной жизни. Завод активно работал развивалось движение «За экономию и бережливость». На сэкономленные средства был выпущен сверх плана электровоз. Нэвзовцы продолжали создавать свой парк, прокладывали дорогу. На субботниках и воскресниках очищали территорию завода. Помогали строить летний кинотеатр. Участвовали в строительстве бараков. Разворачивалось движение «За коммунистический труд».

Не менее значимым был и 1958 год. Завод выпустил уже 330 электровозов, в т.ч. 62 «новеньких» ВЛ 2 и 89 Н-8. Был изготовлен чугуновоз для металлургического комбината в Индии, тем самым перекрыв проектную мощность завода. Правительством было решено увеличить выпуск машин до 450 в год. Для обеспечения выполнения этой задачи были построены но все производственные корпуса, электроподстанция, котельная, проводилась мероприятия по улучшению работы испытательного «кольца» и и многое другое. В тот же период создавалась единственная в мире поточная линия сборки электровозов.

Это были первые годы работы Сергея Елкина в должности главного инженера единственного в стране электровозостроительного завода. Потребность железных дорог в мощных, современных электровозах росла быстрыми темпами и НЭВЗу необходимо было удовлетворять быстро растущие потребности в таких машинах. Улучшались конструкции, технологии, менялось техническое оснащение, увеличивался выпуск в том числе и новых типов эл-30. И во всем требовалось внимание и участие главного инженера.

За время работы Елкина в должности главного инженера были разработаны, изготовлены и поставлены на железные дороги не только нашей страны, но и в Финляндию, Германию, Китай, Францию, Индию, тысячи новочеркасских электровозов в том числе и промышленных социального назначения, в которые он вложил частичку своего времени, здоровья, своих знаний, опыта и свою душу.

Кроме основных служб были и службы, помогающие пополнять свои знания, совершенствовать конструкторский и технологический процесс изготовления электровозов.

Это БРИЗ и БТИ с огромной специализированной научно-технической библиотекой. Благодаря этим службам специалисты завода получали новую научно-техническую информацию по машиностроению, по достижениям в разных отраслях промышленности как в нашей стране, так и многих зарубежных стран. Такая информация способствовала разработке и внедрению многих новшеств в производство электровозов. Многие из них оформлялись как изобретения, многие были представлены на ВДНХ и награждены золотыми и серебряными медалями. Руководил этими службами главный инженер завода.

В сентябре 1958 года вышло Постановление Совета министров РСФСР «О мероприятиях по обеспечению производства магистральных электровозов для железнодорожного транспорта» и в соответствии с которым был организован научно-исследовательский институт электровозостроения при НЭВЗе. Первым директором был назначен начальник ЦЗЭЛ завода А.Л. Курочкин. Ядро института составили инженеры ряда ведущих служб завода.

Создание такого НИ дало значительный толчок в развитии электровозостроения.

Большую роль в работе завода сыграла разработанная начальника производственного отдела А.С. Родовым система непрерывного производственного планирования «План-поток-ритм».

На базе НЭВЗа, внедрившего эту систему был проведен семинар, издана книга. Система Родова была внедрена на многих предприятиях страны.

С быстрым ростом масштаба электрификации железных дорог страны потребовалось увеличение выпуска электровозов. Единственному в стране НЭВЗу такой задачей справиться было практически невозможно. Правительством было принято решение построить в г. Тбилиси завод на базе НЭВЗа. Используя научно-производственный потенциал и кадровые ресурсы на тбилисском заводе был организован выпуск электровозов постоянного тока Н-8. НЭВЗ специализировался на разработке новых и выпуске нескольких типов электровозов переменного тока.

В жизни завода, как и в жизни его главного инженера был и подъём, и спад. Было и тяжелое трагическое событие 2 июня 1962 года. Тяжело пережил главный инженер забастовку рабочих своего завода, которая скорбной трагедией прокатилась не только по НЭВЗу, по Новочеркасску, но и по всей нашей стране. Сержант Победы – Сергей Елкин разведчик, прошедший всю войну от первого до последнего дня не мог отсиживаться в кабинете и один из всего руководства завода вышел к разъяренной толпе, подстрекаемой недоброжелателями, с разъяснениями сложной ситуации и призывом прекратить нарушения правопорядка.

Но несмотря на то что его уважали и любили рабочие завода Елкин подвергся оскорблениям и даже рукоприкладству. В сердце Сергея Николаевича, получившего в этих событиях порок, остался тяжелый рубец, а в душе вечная боль. Трагедия закончилась. Завод восстановился, продолжал работать и даже успешно. Стране поставлялись современные конкурентоспособные локомотивы, в т.ч. и новые их типы. Шла реконструкция, строились новые корпуса, разрастался Молодежный поселок и Соцгород, жилой комплекс со всеми современными бытовыми объектами. И во всем этом было внимание и непосредственное участие главного инженера Сергея Николаевича Елкина. А как жил этот удивительный человек? Ничего человеческое не было чуждо. В его жизни было все: и трагичные события, и война ,и успех победы, и удачи, и неудачи. Но никогда его жизнь не была легкой и простой. Была и первая любовь к красавице однокурснице Майе, которая выбрала не студента в военной форме (другой одежды просто тогда не было), а его друга, сына успешного шахтинского врача. Была и настоящая, на всю жизнь. Еще за два года до окончания института он заметил крепкую, краснощекую, симпатичную певунью украинку Анну, которая была старше его на 1 курс. Как-то, когда Сергей с обожжёнными на субботнике руками лежал в больнице, вместе с его друзьями пришла навестить его и Анна. Она и раньше навещала его. Боль и жар в руках так донимала Сергея, что он не знал куда их деть. Сидевшая напротив Анна взяла их в свои и положила на свои прохладные колени. Боль как-то сразу утихла. Наступило какое-то благодатное умиротворение, а сердце Сергея пронзила мысль «так вот же она – его судьба». Выбор был сделан – Анна согласилась стать его женой. Этот прочный союз подарил им двоих детей и продолжился всю их жизнь. Анна была не только веселой, жизнерадостной, но очень умной, разносторонне образованным специалистом. Она принадлежала к тому редкому типу женщин, которые в технических вопросах разбиралась лучше многих мужчин.

Анна на год раньше Сергея закончила институт и пришла работать на НЭВЗ в сложный женский коллектив обмоточно-изоляционного цеха, которым затем многие годы бесконфликтно и успешно руководила. Была она грамотным специалистом и мудрым руководителем.

Анна могла сделать блестящую карьеру, но она была не менее умной и мудрой женщиной и предпочла создавать все условия для успешной работы горячо любимого мужа. Она обеспечивала Сергею крепкий, надежный тыл. И кто знает состоялся бы Елкин «гениальным» главным инженером единственного в стране электровозостроительного завода.

Вместе они вырастили сына Николая, который став отличным специалистом, многие годы проработал на НЭВЗе, и талантливую дочь Елену. Она преподавала курс изобразительного искусства. Художник, поэтесса. Многие ее работы знают жители нашего города.

У Сергея Николаевича практически никогда не было выходных: суббота –день рабочий. В воскресенье он всегда обходил все цеха завода-без его внимания не оставался ни один производственный процесс. Часто он по воскресеньям брал с собой в эти обходы сначала сына, а когда подросла дочь, и ее. Рассказывал им об истории завода, о судьбах его людей, о процессах, происходивших в цехах. Прививал им любовь к своему заводу, к своему городу, к своей Родине. И эти его уроки сыграли огромную роль в судьбах его детей. Иногда Елкину удавалось уходить в отпуск. Любил проводить его в Кисловодске. Свой личный режим соблюдал и там: ранний подъём, пробежка, много ходил, плавал в бассейне. Иногда ходил к «Малому седлу (15 км) или к «Большому седлу» (30км). Всегда много читал. Любил классику, хорошо знал историю своей страны. Когда бывал в командировках посещал театры, музеи, книжные магазины. Привозил много книг и фотографий, снятых на своём любимом ФЭДе.

Возвращался из отпуска раньше его окончания. Не мог жить без своего завода. Возвращался наполненный энергией, бодростью и сразу же включался в обычный режим жизни завода. Елкин любил и шутки, и юмор, но любил и строгую дисциплину-сказывалась военная служба. Тем, кто не понимал обсуждаемый вопрос-терпеливо объяснял повторно. Любил и острое словцо. Но всегда по делу и в отсутствие женщин. Был всегда энергичен, активен, быстр. Под его руководством и при его непосредственном участии были созданы и освоены в серийное производство 6-осные электровозы переменного тока ВЛ-60 и 8-осные ВО-80 (и их модификации), изготовлены новые опытные прогрессивные электровозы ВЛ-80, ВЛ-808, ВЛ-84 (85). Разработаны и изготовлены в рекуперативном исполнении, освоен выпуск тяговых агрегатов для горной промышленности.

Всем выпускаемым серийно электровозам был присвоен Государственный знак качества.

Елкин инициировал создание и усовершенствование прогрессивной структуры управления техническими службами завода и института (ВЭЛНИИ) управление качеством продукции и ряда других систем. Главный инженер завода С.Н. Елкин автор ряда изобретений, внедренных в процесс изготовления электровозов. А также он автор 20 печатных работ об опыте работе завода НЭВЗ. Награжден 8-ю золотыми и 2-мя серебряными медалями ВДНХ. Сергей Николаевич несколько лет без отрыва от основной работы вел в родном НПИ курс «Электротехнологии основных производств». Подготовил и защитил кандидатскую диссертацию.

Сергею Николаевичу посчастливилось работать с выдающимися директорами высшего класса, профессионалами, владеющими не только глубокими знаниями, огромными организаторскими способностями, соблюдая строгую дисциплину быть доступным для контакта с любым человеком и коллективом: Павлом Ивановичем Аброскиным, Борисом Николаевичем Курочкиным, Георгием Александровичем Бердичевским. Многому у них научился Сергей Николаевич Елкин. Он знал электровозы создают люди. И он всегда был с ними, и у чертежной доски, и у плавильной печи и на испытательном кольце. Был и на субботниках по сбору металлолома, по уборке территории и по посадке парка, и на строительстве новых производственных корпусов и жилых домов. За это его уважали и любили нэвзовцы. Сергей Николаевич Елкин жил так же, как и воевал, помня напутствие своего боевого командира. За свои трудовые заслуги Сергей Николаевич Елкин награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции. Сергей Николаевич Елкин – заслуженный машиностроитель РФ. Сергей Николаевич Елкин — Лауреат Государственной премии СССР. Есть у него и другие награды. Но очень важным Сергей Николаевич считал уважение и взаимопонимание которые сложились у него с коллективом завода.

Сергей Николаевич Елкин проработал на заводе с 1948 года по 1986 год из которых более 27 лет бессменным главным инженером.

Уйдя на заслуженный отдых, он читал лекции студентам НПИ, был консультантом по многим вопросам производства электровозов, активно участвовал в заводских мероприятиях. В этом году ему исполнилось бы 103 года. Он ушел, но его помнят не только ветераны завода, но и молодые заводчане. Ибо только на базе прошлого можно построить будущее.

Менялись времена, менялись руководители, менялся коллектив электровозостроительного завода. Но неизменной оставалась задача: обеспечение железнодорожных магистралей страны надежными, конкурентоспособными, современными отечественными электровозами. И эти задачи, сохраняя свои традиции и свой опыт, осваивая новую технику и технологии, идя по пути инновационного развития, проводя масштабную реконструкцию и модернизацию производства завод успешно решает. Наш НЭВЗ по-прежнему остается лидером российского локомотивостроения.

С.Ф. Подуст – председатель Совета директоров города, генеральный директор НЭВЗа с 2005 по 2015 годы.

В.Ф. Костюкова – ветеран Совета директоров города, начальник Бюро технической информации с 1954 по 1969 годы.

Выражаем благодарность за предоставленные материалы из семейного архива Елене Сергеевне Елкиной – дочери С.Н. Елкина

Новости Новочеркасска