Каждый год 13 сентября в России празднуют День парикмахера. Этот праздник не закреплен на государственном уровне и не является выходным. Тем не менее, профессиональные парикмахеры находят возможность отпраздновать его с коллегами.
Это не единственный праздник мастеров по волосам. Бьюти-индустрия отмечает также Международный день красоты 9 сентября и День работников бытового обслуживания в третье воскресенье марта. Кстати, раньше парикмахеры праздновали свой профессиональный день именно 9 сентября, пока в начале 2000-х не учредили День парикмахера. Для даты выбрали 13 сентября, так как в этот день в 1901 году была основана первая Ассоциация парикмахеров и косметологов.
Накануне Дня парикмахера и Международного дня красоты мы побеседовали с преподавателем Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления Натальей Лисиной.
– Как вы пришли в профессию?
– Честно скажу, парикмахером я стала… Я училась в институте, и мне очень нравилась вся эта индустрия. Пришла в РУПК, очень хотелось обучиться маникюру. Сказали, что курсы по ногтям будут как минимум через полгода, но есть курсы парикмахера. И я пошла учиться на парикмахера, ни капли не пожалела о своём выборе. С удовольствием отучилась сначала на женского мастера. Это был как раз весенний период, было очень много клиентов на химическую завивку, короткие стрижки, окрашивание. И потом отучилась на мужского мастера.
Уже работая в парикмахерской мастером, узнала, что в колледже будет открываться новая специальность. Тогда это был парикмахер. И очень захотелось именно обучать парикмахерскому искусству. Пришла в колледж на приём к директору и сказала, что я хочу преподавать. Изначально предложили оставить контакты для связи. Это, наверное, был февраль, долго-долго со мной никто не связывался. Потом, как сейчас помню, в июле, в один прекрасный день, я ехала из Ростова, и мне позвонил Токин Сергей Иванович, представился, что он замдиректора колледжа по учебной работе и ожидает меня для дальнейшего сотрудничества. Я приехала, мне рассказали, какие предметы буду вести. Я радостно поскакала в отдел кадров и уже 11 лет так же радостно хожу на работу.
– Чему вы учите студентов здесь?
– На данный момент у нас два ФГОСа, это 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства» и 43.02.17 «Технологии индустрии красоты». Отличие между ними достаточно кардинальное, потому что «Технология парикмахерского искусства» – это более углублённая специальность для парикмахеров. А «Технологии индустрии красоты» – это объединение в одном госстандарте трёх специальностей, то есть по окончании обучения студенты получат базовые знания по маникюру, педикюру и парикмахерскому искусству. Считаю, что этот ФГОС получился достаточно удачным. Потому что если человек после углублённого курса парикмахера захочет переучиться на другую профессию, ему придётся, по сути, заново идти учиться с нуля. То в «Технологии индустрии красоты», получается, это не нужно. Достаточно лишь пройти курсы повышения квалификации для выбранного направления.
– Можете рассказать, как проходит учебный процесс?
– Да, давайте рассмотрим на примере парикмахерского искусства. Здесь профессиональные модули начинаются со второго курса. Эти модули включают в себя теоретическую часть и практическую подготовку. Также есть еще учебная практика, которая проходит в лабораториях колледжа, и производственная практика, когда студенты отправляются на производство, то есть в салоны красоты и парикмахерские. Мы сотрудничаем с некоторыми индивидуальными предпринимателями, которым мы предлагаем взять студентов на практику. Однако у нас много учится иногородних, и они проходят производственную практику у себя по месту жительства.
Отрадно, что среди наших партнеров есть и выпускники колледжа, которые у меня учились, открыли свои салоны и также берут студентов.
– Насколько вы обеспечены материально-технической базой?
– Материально-техническая база, мне кажется, что у нас в колледже достаточно хорошая, одна из лучших. Маникюрный и педикюрный классы полностью укомплектованы идеальным оборудованием, которого во многих салонах даже нет. К нам на конкурсы приезжают индустриальные эксперты, которые не привязаны к системе образования, по сути, работодатели. Так они были очень сильно удивлены и восхищались нашим оснащением. Ну, конечно, есть салоны разные, но оборудование достойное.
Парикмахерские классы у нас, получается, на два помещения оборудованы на достаточное количество мест. В наличии и расходные материалы, то есть манекены, на которых они могут обучаться, краски и прочее. Буквально в прошлом году купили шесть новых моек с креслами, купили кресла для барберов, потому что в мужском направлении есть модуль с бритьём. Очень удобные, по сравнению с обычными парикмахерскими креслами: откидывается спинка, поднимается подголовник, есть подставка под ноги.
– Колледж является постоянным участником регионального конкурса «Молодые профессионалы» и других…
– Это так. Правда, у нас проводятся конкурсы по компетенции «Ногтевой сервис», с недавних пор парикмахерское искусство перешло на площадку в Новошахтинске. Но в этом году наша учебная лаборатория стала площадкой для участия в региональном этапе ребят из Запорожской области.
Колледж также является постоянной площадкой для проведения отборочного и регионального этапа «Абилимпикса».
– Помимо конкурсов, вы же здесь проводите еще обучение?
– Да. Эта площадка является полноценной учебной лабораторией на 12 рабочих мест. Также есть еще одна лаборатория, то есть группа делится на подгруппы, и когда начинается учебная практика или практические занятия, за каждой подгруппой закреплены преподаватели-мастера производственного обучения, которые проходят одну и ту же тему, но в разных аудиториях.
Были федеральные программы по содействию занятости, в которых за счет Центра опережающей подготовки и сотрудничества с городским Центром занятости привлекались жители Ростовской области к прохождению программы обучения на парикмахера третьего разряда. Но сейчас эти программы закрыты.
Сейчас через Центр занятости можно прийти просто на дополнительные курсы и пройти обучение. Также можно пройти обучение, обратившись к нам в отдел дополнительного образования, и там смотрят по набору группы.
Мы проводим профессиональные пробы для совсем маленьких детей, школьников, дошкольников. Сами и в рамках проекта «Билет в будущее». Я удивилась их активности. Дети с таким живым интересом смотрят, что мы им показываем. А как они собрали причёску! Они же маленькие – и так шустро всё подхватывают. Прям очень здорово!
– Показываете обучающимся более современные технологии?
– Нет, слишком сложно за всем уследить, поскольку очень быстро меняется мода на те или иные процедуры. Но мы сами постоянно проходим обучение, повышение квалификации, находимся в курсе новых тенденций. Например, только недавно приехала из Москвы. На базе Первого московского колледжа проводился конгресс «СПО меняет бизнес», на котором обсуждались проблемы специальностей, связанных с индустрией красоты.
– То есть существует нехватка рабочих кадров?
– Да. Кадровый голод приличный. Многие присутствовавшие там работодатели заявили, что готовы сотрудничать с учебными заведениями для того, чтобы получать на выходе не просто человека, который обучился специальности, а который уже готов к полноценной работе. Готовы даже закреплять за студентами своих сотрудников в качестве наставников, которые будут им помогать. Создаётся много разных конкурсов для молодых специалистов, чтобы они пробовали себя в разных ситуациях. Например, в одном конкурсе на первом этапе участники работают в театре, а втором готовят актера к съёмкам в фильме.
На самом деле, это очень интересно для самого студента. Потенциально хороших специалистов можно увидеть по характерному блеску в глазах. Ведь за тех, у кого горят глаза, мне кажется, можно быть уверенным, что они будут точно так же гореть за своё дело. Плюс, подобные практики помогают наладить контакт с клиентом, поскольку сразу после выпуска у ребят, как бы хорошо они ни делали свою работу, имеется психологический барьер перед новыми людьми.
Мы подписали соглашение с организаторами конгресса, «ПРОФКОСМО», надеюсь, что из нашего сотрудничества получится нечто прекрасное.
Татьяна Русланова. Фото предоставлены героем публикации









