Больше века назад родился выпускник НПИ, который изобрел суда на воздушной подушке

Больше века назад родился выпускник НПИ, который изобрел суда на воздушной подушке
Создатель первых в мире судов на воздушной подушке Владимир Левков родился в Ростове в 1895 году. Талантливый мальчик появился на свет в семье одного из самых крупных в донской столице торговцев углем.

Будущий конструктор на отлично закончил Ростовское реальное училище, а потом отправился в Высшую техническую школу в Германии, но Первая мировая война помешала закончить обучение.

Владимир Левков вернулся домой и поступил в Донской политехнический институт в Новочеркасске. Большое впечатление на него произвела новая книга Константина Циолковского «Сопротивление воздуха и скорый поезд», которая в 1927 году поступила в библиотеку вуза.

Левков решил развивать эту идею и, закончив институт, предложил создать авиационное отделение с аэродинамической лабораторией. Собственных средств у вуза не было, но идею поддержали и профинансировали общественные организации.

В 1929 году Владимира Израилевича назначили профессором кафедры прикладной аэродинамики, а позже он стал директором Новочеркасского авиационного института. Учебное заведение через два года перевели в Ярославскую область, где создали Рыбинский авиационный институт. Но подобные преобразования дали возможность Левкову заниматься исследованиями.

Первое судно на воздушной подушке внешне напоминало перевернутый таз диаметром около 80 см. Он мог подниматься в воздух на несколько миллиметров, зависать и передвигаться по комнате. Испытаниями модели Левков и его студенты занимались несколько лет. Затем они приступили к постройке катера на воздушной подушке.

Эксперты раскритиковали аппарат за небольшую высоту подъема и способность передвигаться только над гладкой поверхностью. Однако, работами Левкова заинтересовались в Военно-Морском управлении РККА. В 1934 году в Москве началось проектирование воздушного торпедного катера Л-1 (Левков-1).

Чрез полгода в Московском авиационном институте появилось Особое техническое бюро, которым руководил Владимир Левков, а осенью 1935 года новый катер успешно прошел испытания. 

В следующем году Особое техническое бюро выполнило эскизную проработку четырех судов на воздушной подушке: торпедоносца, десантного корабля, летающего моста и авианосца. В 1937 году Левков и его помощники начали работу нал «земноводным подлетающим танком».

Согласно проекту, машина длиной 10 метров и весом около 8,5 т могла уверенно передвигаться по болотам и пустыням, преодолевать водные преграды, стреляла точнее обычных танков и в ее экипаж входили всего два человека. К недостаткам танка эксперты отнесли невозможность его использования на сильно пересеченной местности и в лесу, а также сложность маскировки. Но заказ на изготовление «земноводного подлетающего танка» так и не был оформлен. Причина этого неизвестна.

Но работа по созданию торпедных катеров на воздушной подушке продолжалась. Одним из их основных плюсов было очень быстрое передвижение по водной поверхности. Скоростями около 50 узлов в час не могло похвастать ни одно другое судно того времени. Первый торпедный катер Л-4 массой 8,6 т изготовили на осенью 1937 года.

Через год Главный военный совет РККФ принял решение в течение 1939 года создать первую серию из девяти таких катеров и принять их на вооружение каждого моря. Строили аппараты на воздушной подушке на подмосковном заводе №445 в Тушино.

В течение следующих лет появились учебно-тренировочный катер Л-9 и – экспериментальный Л-11. Но Левков трудился не покладая рук — суда нуждались в усовершенствовании, ведь с Балтики, где на тот момент испытывали около десятка катеров, приходили не только положительные отзывы.

Прервать работу пришлось из-за войны. Завод эвакуировали на Урал, а Владимир Израилевич занял пост главного инженера предприятия, занимавшегося выпуском десантных планеров. На разработки и усовершенствования судов оставалось не так много времени.

В Москву Левков вернулся через два года. Он возглавил конструкторское бюро по проектированию кораблей на воздушной подушке при заводе № 709 и вместе с единомышленниками создал несколько опытных аппаратов.

Скончался Владимир Израилевич 2 января 1954 года. Вскоре после его смерти предприятие ликвидировали. Работы Левкова были засекречены. О них нигде не упоминали до 1970-х годов. Поэтому изобретателем судов на воздушной подушке часто называют англичанина Кристофера Сиднея Коккерели. Он якобы создал первый подобный аппарат в 1959 году.

Однако за 25 лет до этого наш донской инженер уже испытывал свой катер на воздушной подушке на Копанском озере в Ленинградской области.

 

ИА «Дон-24»

 

Новости по теме:
Это интересно! Первая инъекция инсулина спасла жизнь ребенка в этот день 97 лет назад

 

Кто в Ростовской области отвечает за мобилизацию? Что будет с новочеркасским трамваем? Куда делся ковид?

Будьте в курсе новостей Новочеркасска, Ростовской области и страны. Подписывайтесь на ТГ-канал «Новочеркасские ведомости»!

 

 

Автор поста: Федор Стрелянов


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому