Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской закрывает 197 театральный сезон «Месяцем в деревне» — премьерным спектаклем, поставленным московским режиссером Натальей Людсковой. Новая постановка — яркая, эмоциональная история о том, как любовь способна возвысить человека, и, в то же время, превратиться в неуправляемую стихию, — очень логично «вписалась» в программу VI фестиваля «Поговорим о любви…», проводимым в эти дни Новошахтинским драматическим театром. 15 мая, после фестивального показа, зрители делились своими впечатлениями о спектакле.
Появление молодого учителя выводит из равновесия усадьбу Ислаевых. Любовь хозяйки имения к Беляеву не поддается контролю, не вписывается в понятие «здравого смысла»: Наталья Петровна замужем, она имеет давнего преданного поклонника, более того, она знает о симпатии к учителю своей воспитанницы, однако не в силах совладать с нежданно вспыхнувшим чувством. Практически все герои этой истории уверены, что «Наташа не здорова». Это самое удобное объяснение. Но всё намного глубже — чувства, о которых сначала только говорят, становятся реальной сокрушительной силой, и в этом секрет притягательности пьесы Тургенева. Это рассказ о страданиях, духовной зрелости, жажде настоящего чувства в противовес мещанству, скуке и банальной привычке в отношениях.
Режиссер делает всё, чтобы сосредоточить внимание зрителя именно на чувствах и переживаниях. Вместе с художником Анастасией Глебовой она намеренно уходит от реалистичности антуража, деревенской конкретики. Декорации спектакля, музыкальный ряд, игра света — это фантазии, мечты, некое пространство, в котором переживают, ревнуют, любят…
«Перед спектаклем я специально перечитала пьесу Тургенева. Признаюсь честно, шла в театр и думала, «только бы не было скучно», — рассказывает зрительница Евгения Козина. — То, что я увидела и, самое главное, пережила, — это то самое, ради чего мы ходим в театр. Тонкие эмоциональные оттенки, смысловые повороты, «температурные» перепады переживаний… Каждый герой в исполнении наших замечательных артистов, в той или иной степени, осознанно или нет, проявляет свою потребность в любви, та же пожилая Анна Семеновна Ислаева в исполнении Валентины Ивановны Иванковой или немец-гувернер Шааф Александра Яковлевича Коняхина…
«Безусловно, спектакль получился, и я знаю, почему: работа режиссера, артистов, художников, костюмеров — всё сделано с любовью — бережно, деликатно, как плетение кружева, о котором говорит главная героиня, — подчеркивает зрительница Ирина Мясникова. — Я работаю в школе и остро ощущаю, насколько ребятам не хватает именно такого отношения друг к другу, умения прислушаться к своим переживаниям, чувствам других людей. То, как показана русская классика в «Месяце в деревне», заслуживает особого внимания и взрослых зрителей и, конечно, молодежи».
«Я обычно стараюсь оставаться со своими впечатлениями «наедине», переживать эмоции от увиденного, что называется «про себя», но сегодня я рада возможности обратиться к артистам Донского театра со словами глубочайшей признательности за тот глубокий след в душе, который оставил ваш спектакль. Должна сказать, что я проделала большой путь — 1600 км, чтобы посмотреть эту постановку. Я приехала из Белоруссии. Очень рада, что не только ни минуты не пожалела об этом, мне хочется возвращаться в ваш театр снова и снова. Спасибо».
«Театр держится на любви, и, прежде всего, любви зрителей, — говорит директор театра Елена Архипова. — Каждый раз, принимаясь за классику, мы отдаем себе отчет, что это будет трудно, рискованно, это для нас своего рода профессиональный экзамен. Но классика — это про человека. Да, сложно, глубоко, неоднозначно, но ради этого люди и приходят в театр — чтобы разобраться в себе, в окружающем мире. То, как зрители принимают «Месяц в деревне», говорит о том, что не смотря на активные попытки преподносить западные ценности как общемировые и самые прогрессивные, мы сохраняем умение понимать и ценить русскую классическую литературу, ее нравственные посылы, на которых и держится фундамент нашего общества».