Каждый год во второе воскресенье июля отмечается День Российской почты. В преддверии профессионального праздника корреспондент нашей газеты встретился с сотрудниками центрального городского почтового отделения Новочеркасска.
Каждый год через почтовые отделения нашей страны проходит более трёх миллиардов писем, посылок, счетов и других отправлений. Федеральный почтовый оператор «Почта России» играет важную роль в жизни страны, соединяя миллионы людей через огромную сеть своих отделений. Сегодня Почта России не просто доставляет письма и посылки, но и активно развивает цифровые сервисы, обеспечивая доступность информации, товаров и услуг в самых отдалённых уголках страны. Почта России включает в себя 38 тысяч отделений по всей стране и объединяет один из самых больших трудовых коллективов — более 300 тысяч почтовых работников. Бесперебойную работу почтового ведомства, обеспечивают его сотрудники проявляя такие качества, как ответственность, внимательность, терпение. Каждый год во второе воскресенье июля отмечается их профессиональный праздник — День российской почты. В 2024 году он приходится на 14 июля. Указ об учреждении профессионального праздника почтовых работников был издан в 1994-м году.
Накануне профессионального праздника мы пообщались с почтовыми работниками центрального городского почтового отделения 346400, что расположено на проспекте Платовском.
Начальник отделения Любовь Александровна Шацкая:
— Чем сегодня приходится заниматься почтовым работникам?
— Ну, разумеется, главное место занимает оказание гражданам почтовых услуг. Письма, бандероли, посылки и прочее. Основные почтовые услуги составляют примерно 70-80 процентов нашей работы. Немалую роль играет выдача пенсий пенсионерам. Эта важная функция сегодня полностью сосредоточена у нас, мы выдаём пенсию всем в срок, не допуская задержек. Кроме этого, сегодня Почта России предлагает многочисленные дополнительные услуги, такие как страхование жизни, продажа различных продовольственных и непродовольственных товаров, лотерейных билетов и т.д. Водители могут оформить у нас страховой полис ОСАГО. А ещё наши почтальоны активно занимаются доставкой продуктов на дом пожилым людям и инвалидам. Некоторые пожилые люди сами не в состоянии ходить за продуктами, учитывая сложные погодные условия: жару, дождь или снег. И наши почтальоны доставляют все, что нужно прямо домой.
— Какую роль играют в работе почтовых работников современные технологии?
— Сегодня для нас все стало гораздо легче. Компьютеризация дошла до каждого рабочего места. На обслуживание одного клиента уходит гораздо меньше времени, чем раньше. Почта России постоянно внедряет новые технологии. Вот один из свежих примеров – простая электронная подпись, которая позволяет получать отправления по коду из sms-сообщения или уведомления в мобильном приложении. Человеку уже не нужен паспорт или другой документ, он просто приходит с телефоном и называет отправленный ему код. Ещё одна новация – получение и отправка почтовых отправлений по QR-коду. Эту услугу мы начали внедрять совсем недавно, рассказываем людям, показываем. Тем, кто сам не справляется, помогаем подключить эту новую услугу. В чём удобство? Вся такая операция занимает буквально 3-4 секунды, не требуя предоставления документов.
— Позволяет ли внедрение новых технологий успешно бороться с очередями, которые были характерны для всех почтовых отделений ещё недавно?
— Конечно, позволяет. Если раньше на вручение одного письма уходила минута или больше, то сейчас всего несколько секунд. А сокращение времени обслуживания каждого клиента сильно сокращает и возможные очереди. В нашем отделении мы стараемся всем коллективом следить, чтобы очередей не было. Если необходимо, то я сама всегда сажусь на место оператора и помогаю принимать клиентов. У нас ведь центральное отделение, можно сказать, витрина Почты России в масштабах города. Многие люди предпочитают оформлять почтовые отправления именно у нас. Поэтому очереди больше 3-4 человек у нас практически не бывает.
— Вы говорили о выдаче пенсии. Это довольно трудоёмкая процедура?
— Как я говорила, сегодня Почта России выдает пенсии и социальные пособия. Это одна из приоритетных задач для почтовых работников. Ведь для людей пожилого возраста очень важно, чтобы пенсия была доставлена своевременно. Задержек у нас не бывает. Если срок выплаты попадает на выходные дни, мы её выплачиваем раньше. Отмечу, график выплат составляет Социальный фонд РФ, а мы строго его соблюдаем. Люди знают, что в любую погоду почтальон доставит ему пенсию на дом, если он не хочет приходить за ней сам. В нашем отделении порядка 1300 пенсионеров пользуются услугой по доставке пенсии на дом.
— Какие ещё виды услуг могут оказывать ваши работники? Я вижу в холле ещё и офис Почта-банка. Это отдельная структура?
— Да. Мы также оказываем финансовые услуги. Клиенты могут оплатить кредит, сделать денежный перевод.
— Где учат почтовых работников?
— Существует учебный центр в городе Ростове-на-Дону. Там не только готовят новых сотрудников, но и проводят подготовку действующих специалистов по всем новациям, внедряемым Почтой России. Плюс существует дистанционное обучение. Новому сотруднику требуется адаптация, требуется пройти обучение. Оно довольно объёмное, даёт время человеку досконально все изучить. Но главное — это всё-таки практика. Как известно, лучше практики может быть только практика. Нового сотрудника мы всегда прикрепляем к опытному коллеге, даём осмотреться, не нагружая сразу полным объёмом обязанностей. Помогаем ему адаптироваться всем нашим дружным коллективом. Без наставничества — никак! Поэтому кадровых проблем именно у нашего отделения нет, как нет и текучести кадров. Вообще, образование в Почте России всегда поощряется, имеются оплачиваемые учебные отпуска. Всего в штате отделения 346400 насчитывается 21 человек. Заработная плата сейчас значительно выросла. Я работаю на почте уже 13 лет и видела, как она росла. Но сейчас работа почтальонов оплачивается достойно. Плюс девочки могут заработать и сверх оклада. За проданные дополнительно товары и услуги почтальон получает дополнительную мотивацию. То есть, все в их руках!
— Как вы сами пришли на работу в Почте России?
— Попала случайно. У меня был педагогический диплом и я искала работу. Проходя мимо, увидела объявление о приёме на работу. И мне здесь очень понравилось. У нас всегда был чрезвычайно дружный коллектив, причём не только моего отделения, а в целом по городу. Все друг другу помогают. Когда мне было тяжело, девочки с других отделений приезжали, чтобы мне помочь. У нас настоящая атмосфера дружного коллектива. Говорят, что женский коллектив – это не бывает дружным, но к нам это никак не относится. За 13 лет я прошла по всем ступеням карьерной лестницы, от оператора через заместителя начальника к начальнику отделения. Попутно получила второе образование – государственное и муниципальное управление.
— В чём вы видите самое трудное в работе оператора почты?
— Главная трудность в работе оператора в том, что мы, прежде всего, работаем с людьми. А люди все очень разные, со своим темпераментом. Поэтому главная трудность в работе – психологическая составляющая. При общении с клиентом всегда стараемся понять, что человек хочет, чем ему можем помочь? Если мы не будем помогать людям, то какой смысл в нашей работе вообще? К каждому клиенту требуется найти свой подход. Поэтому почтовик ещё и психолог. То есть главное – это психология, человеческие качества и обширные знания в своём деле.
— Есть у вас в отделении лучшие работники, на которых равняются все остальные?
— Конечно, есть. Наш самый лучший почтальон Ольга Владимировна Полякова, который работает в Почте России более 20 лет. У нас все почтальоны хорошие, но она – самый лучший. Она постоянно у нас находится на доске почёта. Она неизменно выполняет все наши плановые показатели. Её очень любят клиенты. У неё никогда не было, чтобы она кому-то что-то не доставила. Человек очень ответственный, все делает во-время. Она многим клиентам доставляет продукты, все пожилые люди её любят и не хотят ни на кого менять.Ещё у нас работает оператор Ирина Владимировна Ситникова. Её мама проработала в этом самом отделении больше сорока лет. Была заместителем, была начальником. Для нашей работы нужны внимательность, умение выслушать клиента, ответить на его вопросы, очень нужна доброжелательность к людям, хотя клиенты бывают разные. Особых трудностей нет, если уметь договариваться с людьми. А мы это умеем!
— Как вы оцениваете значение почты на сегодняшний день?
— Это важный инструмент, объединяющий всех людей. Почта и останется таким важным институтом в государстве. Сейчас Почта России набирает обороты, активно внедряет новые технологии, расширяет спектр своих услуг.
— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам накануне профессионального праздника?
— Хотела бы пожелать всем своим коллегам, всем сотрудникам почты здоровья. Здоровье – это самое главное. Также семейного благополучия и успехов в работе, карьерного роста. Главное — работать так, чтобы работа доставляла удовольствие не только вашим клиентам, но и вам самим!
Дмитрий Гагин. Фото Марии Горепёкиной