Прозвенели последние школьные звонки. Выпускникам пришла пора готовиться к первому в их жизни серьёзному испытанию – сдаче ЕГЭ. А для всех остальных школьников наступила веселая пора летних каникул. Каникулы. Прекрасное слово, веющее воздухом свободы. Но не все так просто. Тут же встает вопрос: а чем занять себя школьникам в период длинных летних каникул? Чтобы не тянуло активные юные натуры на совсем ненужные «подвиги». Для этого в нашем городе есть разные варианты. И один из них предлагает для ребят казачий Эколого-биологический центр города Новочеркасска. Разговор с его директором Юрием Анатольевичем Рущенко касался как летнего досуга детей, так и трудоустройства подростков в период летних каникул.
— Юрий Анатольевич, как организован досуг для ребят в вашем центре?
— В нашем эколого-биологическом центре на лето предусмотрены так называемые досуговые группы. Это программа, в рамках которой ребенок не только проводит свой досуг, но и получает новые знания и умения. Программа у нас работает уже лет шесть и пользуется большой популярностью у школьников и их родителей. К сожалению, количество мест в наших досуговых группах ограничено. Мест для всех желающих не хватает. Вот на июнь месяц у нас записано 350 человек, а ещё 150 детей остались в очереди. Запись в летние досуговые группы начинается с 1 февраля по телефону. Но уже 2 февраля у нас было 300 человек записавшихся. Плюс преимущественное право записи в досуговые группы имеют дети, которые занимаются в нашем эколого-биологическом центре в течение года.
Досуговые группы работают с 9 утра до 13 часов, потом обязательный обед и дальше ребята занимаются на мастер-классах. У нас таких штук 7-8 на выбор. Таким образом, дети при деле с 9 до 17 часов, что очень удобно для работающих родителей. Работа досуговых групп ведется в июне и июле. В августе все наши педагоги отправляются в отпуск перед новым учебным годом.
— Чем занимаются ребята в досуговых группах?
— Утро у нас начинается с зарядки. Только зарядка эта веселая, танцевальная. Дальше каждая группа по своему расписанию. В расписании походы в кино, в близлежащий Ледовый дворец, бывают дальние поездки, к примеру в мемориальный комплекс «Самбекские высоты», в музеи и т.д. Кроме того, у нас для ребят каждый день какая-то активность. То «день Нептуна», то придумываем всякие интересные квесты для ребят, казачья тематика, день пиратов, день индейцев. Жизнь кипит. После обеда на мастер-классах ребята получают разные практические навыки. Для мальчиков ребят проводим мастер-классы типа «очумелые ручки», учим делать что-то своими руками. Например, хорошо зашло в прошлом году как делать деревянные казачьи шашки. Руководитель дает ребятам заготовки, болванки, а дальше они сами подгоняют их себе под руку, шлифуют, полируют, подкрашивают. Другая популярная тема – шьют игрушки из фетра, У многих уже все полки ими заставлены, дарят друзьям, родственникам. Был у нас мастер-класс по сценическому искусству – нашли мы человека с такими навыками. Есть мастер-классы по теме «занимательная наука», где специалисты показывают ребятам интересные и эффектные физические и химические опыты. Есть мастер класс, где ребята учатся сами делать слаймы, это одна из любимых игрушек у ребятни сейчас. Такие вязкие желеобразные тянущиеся штуки. Для тех, кому неинтересно есть группа присмотра, где они откровенно валяют дурака, играют, но под присмотром педагога. А так ребята могут научиться фланкировке шашкой, выживанию в лесу, розжигу костров, уходу за животными. Был раньше курс лепки из глины. Одним словом, кто что-то интересное умеет, тот этому и учит.
— А как ребята могут у вас трудоустроиться и заработать на карманные расходы?
— С 1 июня наш эколого-биологический центр выступает как базовая организация по трудоустройству несовершеннолетних. Мы занимаемся этим уже много лет. Целевые средства на трудоустройство несовершеннолетних закладываются в бюджет города. Выходит постановление, где все расписано и ребята у нас в июне-июле работают. Обычно за лето временно трудоустраиваем порядка 220 несовершеннолетних. Количество работающих ребят зависит от выделенных нам средств, которые идут на зарплату. Это, повторюсь, муниципальные средства плюс дотация, получаемая через Центр занятости населения города Новочеркасска. Устраиваются ребята к нам на две недели. Если хорошо себя проявят, научатся что-то хорошо делать, мы его берем на следующие две недели. Ребята трудятся разнорабочими и получают за две недели четверть МРОТ, поскольку работают 4 часа в день, плюс добавляется порядка двух тысяч рублей от центра занятости. Таким образом. получается вполне приличная сумма для четырех часов работы.
— Что делают трудоустроенные у вас ребята?
— Часть работает помощниками педагога, то есть вожатыми. Чаще всего вожатыми мы набираем детей, которые состоят у нас в волонтерском отряде и проходят обучение на эту профессию. Смотрим практические результаты. Если у человека работать вожатым не получается, он идет работать в огород, а на его место пробуем кого-то другого. Пока не найдем того, у кого получается. Остальные дети работают на территории центра: уборка веток, прополка, трава, земля в теплицах. Сейчас мы получили еще кусок земли по соседству и готовим поле для занятий с лошадьми, чтобы к осени там можно было на лошадках заниматься по программе «коневодство». Вот наши старшие ребята и помогают приводить поле в порядок. Огород, уборка, забор вот из веток собираемся ставить. Кроме того, некоторые помогают нам с животными, другие помогают по саду. И еще несколько ребят по договору будут помогать в своих школах под контролем своих педагогов. Так весело и проходят два летних месяца.
— Как ребята относятся к перспективе трудоустройства в вашем центре?
— Ребята к этому относятся очень положительно. На первые две недели июня уже записалось 47 человек. Они приходят к нам, приносят необходимые документы. Как только весь пакет документов собран, мы его записываем. Набрали на две недели – забиваем следующий двухнедельный набор. Среди документов – медицинская справка, что может работать, справка со школы, что он там учится. Для ребят очень важна возможность получить свою первую заработную плату, попробовать себя. Часто приводят к нам детей родители и я всегда спрашиваю, а что ребенок думает сам? Хочет ли он сам работать? Если сам хочет, пусть сам об этом и скажет. Очень хорошо, когда свой первый трудовой опыт подростки получают именно в образовательном учреждении под контролем профессиональных педагогов. Потому, что начальный опыт работы остается с человеком на всю жизнь. И если он окажется негативным – плохо. Если сразу все понравилось, прибегают к нам записываться на следующий год. Кто-то просит взять не вожатыми, а подсобным рабочим, но если у него получается вожатым, если на него можно положиться – это всегда ценно, мы просим таких отработать первые две недели именно вожатым, а дальше уже как хочет. Так что на работу к нам очередь собирается. Для ребят это очень важно. Но многим нужен воспитательный процесс. Ведь если он опоздал, проспал, то он проспал НА РАБОТУ! Мы же ведь не школа. Приходится приучать к взрослой ответственности за себя. Если окажется, что работать вы не хотите – не надо устраиваться. На первый раз прощаем – опоздал на час – отработаешь на час дольше. Но это только на первый раз. Честно говоря, производительность у несовершеннолетних подсобных рабочих не самая лучшая, но для нас на первом месте, все же воспитательный процесс. Иногда бывает совсем смешно. Как то поручили человеку фазанов кормить, которые у нас в клетках сидят. Так он умудрился их выпустить от большой старательности. Пошел в самый угол клетки, чтобы им еду положить. При открытой двери, разумеется. Или еще был случай, когда двое «тружеников» спрятались в нашем винограднике и сидят там с тяпками, практически под моим окном. А у нас по территории двадцать камер наблюдения работает. Так что я в своем компьютере все прекрасно вижу. Мы полюбовались на этих партизан немножко, потом я выглянул в окно, подозвал их и объяснил, что уже долго наблюдаю за их трудовыми подвигами. Но такие случаи, скорее, исключение. Большинство ребят с удовольствием приходят к нам работать и на следующий год.
Дмитрий Гагин. Фото из архива Юрия Рущенко